Липецкий имам - мухтасиб Гусен Курбанов высказался по поводу споров о многожёнстве

Липецкий имам Гусен Курбанов высказался по поводу споров о многожёнстве

icon 26/12/2024
icon 13:12
Липецкий имам - мухтасиб Гусен Курбанов высказался по поводу споров о многожёнстве

© фото Гусена Курбанова

фото Гусена Курбанова

В последние недели не утихают страсти вокруг высказываний мусульманских лидеров России по вопросу многожёнства. Генпрокуратура уже заявила, что многожёнство – запрещено законом. В этой связи липецкий имам- мухтасиб Гусен Курбанов дал «Новости Липецка» свой уточняющий комментарий по данному вопросу.

Председатель мусульманской общины Липецкой области пояснил, что разногласий в этом вопросе никаких нет, и позиция российских мусульман никак не противоречит федеральному законодательству, надо лишь точно понимать, о чём идет речь. 

Богословское заключение Совета улемов Духовного управления мусульман России разрабатывалось длительное время на основе изучения всех социальных реалий и богословских подходов к проблеме.

«Основная цель этого постановления - защита прав женщин и детей ( в том числе наследства и равноправие во всем)», - заявил Гусен Курбанов.

При этом, по его словам, во всех монотеистических религиях существуют обряды, регулирующие союз между мужчиной и женщиной: никах — в исламе, венчание — в христианстве, кидушин — в иудаизме.

Духовный лидер липецких мусульман поясняет:

- Эти обряды представляют собой духовные и моральные союзы, основанные на религиозных предписаниях, и направлены на:

- укрепление семейных ценностей,

- регулирование обязанностей между супругами,

- обеспечение ответственности за благополучие семьи и детей.

«Следует заметить, что дозволенность с определенными условиями, не говорит об обязательности женитьбы на второй и других жёнах, это - исключение из правил», - подчёркивает липецкий имам.

Он напомнил, что заключение никаха — это соглашение между мужчиной и женщиной, основанное на канонах Ислама.

«В мечетях Духовного управления мусульман России не поощряются такие браки, заключаемые без соблюдения религиозных обязанностей и без осознания ответственности перед семьей», - добавил Гусен Курбанов.

Он особо подчеркнул, что мусульманские духовные лидеры всячески порицают стремления некоторых мужчин завладеть второй, или третьей женой, ради своих страстных чувств, без осознания большой ответственности, которая ложится в этом случае на главу семьи. Такие союзы строго запрещены.

В заключении Гусен Курбанов констатировал, что на протяжении всей деятельности общины мусульман Липецкой области из всех бракосочетаний (никах) произошло только три развода (1% от общего числа совершённых обрядов за 15 лет).

Автор публикации «Новости Липецка» от себя хочет пояснить, что неофициальные случаи многожёнства можно было бы сравнить с так называемым современным явлением «гражданского брака», когда мужчина и женщина сожительствуют, исходя из своих собственных договорённостей.

Но! Здесь есть существенная оговорка:

- если в таком добровольном сожительстве находятся крещёные в православной церкви люди, то священниками РПЦ явление строго порицается! Оно считается греховным. Его считают «блудом», а в отдельных случаях «прелюбодеянием» (если в отношениях находится кто-то из уже официально женатых или замужних партнёров).

При этом, следует констатировать, что от подобных поступков официальная реакция Русской Церкви народ не отваживает.

Более того, такое сожительство, как «гражданский брак» абсолютно не может иметь какой-либо юридической или общественно-социальной силы, так как его участники сошлись по своему усмотрению, и могут, в любой момент разойтись, а потом сойтись по новой. Здесь нет никаких свидетелей и обязательств, всё происходит исключительно в соответствии с сиюминутными желаниями партнёров.

Никах в Исламе – история давняя. Это религиозный обряд и клятва перед Всевышним. Мужчина обязуется, в случае приглашения в семью второй жены, ничем не ущемлять её права, права детей, если они родятся от этой женщины. Это, можно сказать, важнейшее традиционное религиозное действие, которое накладывает на главу семьи очень большие обязательства. Помимо моральных, материальные. Мулла, который позволяет совершить этот поступок, всегда тщательно выясняет в каких условиях будет жить вторая женщина, как она будет обеспечена материально.

Практика эта сложилась в дохристианские времена и сохранилась в странах и народах, где исповедуют Ислам. Издавна, основная цель многожёнства: восполнить демографические проблемы народа, сообщества, которые возникали после разрушительных войн.

Понятное дело, что вожди и прочие влиятельные лидеры таких народов, позволяли себе содержать целый гарем жён, чтобы радовать себя и плодить наследников, но в современном мире такая практика практически не встречается. Даже две-три жены могут позволить себе очень немногие мусульмане. Во всяком случае на постсоветском пространстве.