Выставка «Невидимые нити» поразила липчан работами Репина, Васнецова, Нестерова, Серова и других великих художников

© Фото: Андрей Марков
В Липецке 27 июня в Художественном музее на улице Ленина, 7а открылась экспозиция «Невидимые нити». Впервые липчане и гости города увидели эти произведения Репина, Васнецова, Серова, Нестерова и других великих художников прошлого. Объединяют их христианские и исторические сюжеты.
Организаторы экспозиции сообщают, что произведения находятся в частной коллекции мецената Андрея Конькова из Москвы, а посвящена выставка переплетению религиозной истории и прошлого Руси. Большую часть экспозиции составляют рисунки, этюды, эскизы к знаменитым картинам, отражающие духовные поиски мастеров на рубеже веков.
Однако есть в коллекции и несколько живописных полотен. Организаторы отмечают, что выставочный проект с успехом был впервые показан в Спасском-Лутовинове Орловской области, а разработан сотрудниками музея-заповедника Ивана Тургенева. Проект отправляется в тур по России, и Липецк – это первый город, который принимает его.
В музее представлено 80 произведений искусства, «полных глубокого смысла и отражающих дух той эпохи». А завершится выставка 31 июля. Корреспондент «Новостей Липецка» побывал на открытии «Невидимых нитей». Было сказано, что на рубеже 19 и 20 веков, когда в России ломалось старое и рождалось новое, наука, литература и живопись переживали небывалый расцвет.
«Наряду с кризисом веры и нигилистическими тенденциями, которые наметились ранее, искусству того времени был присущ неподдельный интерес к религиозной тематике и прошлому Руси». В работах художников того времени чётко прослеживаются тенденции возвращения к истокам национальной культурной традиции и поиск высшей нравственной цели в православии.
«Художники в своих произведениях обращались тогда к религиозной тематике. Сакральные сюжеты становились, по сути, личными, а в иконописи появлялись не характерные для неё эмоции и переживания. Религиозная композиция стала не просто молитвенным изображением, а ещё и попыткой разобраться в себе и тех глубинных процессах, что происходили в те времена в обществе».
Второе направление развития искусства заключалось в обращении к истории Древней Руси, идеализации исторических личностей. Следует сказать, что уже в конце 19 века началось серьёзное изучение русской старины, было опубликовано, например, издание из шести томов «Древности российского государства», а ещё проводились во многих храмах реставрационные работы, россияне начали изучать историю провинциальных усадеб, заработали краеведческие музеи.
Следует отметить, что многие экспонаты выставки меценат Андрей Коньков приобретал на европейских аукционах, после чего они были возвращены на родину. Помимо картин, он смог вернуть в Россию, например, письма Тургенева, Бунина, Андреева, Зайцева. Государственный центральный музей кино, благодаря его стараниям, получил в дар рукописный вариант сценария Алексея Толстого к фильму «Пётр Первый».
Заслуженный работник культуры России, член Союза художников России Татьяна Жебылёва рассказала, что представленные липчанам работы созданы великими мастерами. Они наполнены духовностью и передают зрителю все те эмоции, которые возникают у людей, когда мы говорим о Боге. Несомненно, каждый из художников подошёл к этому по-своему, но объединяет эти произведения любовь к жизни, вера, почитание православия.
Некоторые работы – это подготовительные рисунки, этюды, наброски, зарисовки, но именно в них чувствуется мастерство и отношение художника к самому главному в жизни человека – вере в Бога. «Я смотрю, например, на работы Билибина, и я их не узнаю. Он прославился великолепными иллюстрациями к сказам Пушкина, русским сказкам, а тут представлена серия подготовительных рисунков к росписи храма, и они поражают зрителя своей глубиной и красотой».
На выставке также представлены работы Михаила Нестерова. Многие знают его картины «В скиту», «Душа народа», «Лисичка», «За Волгой» и другие, но к концу жизни он тоже стал писать картины на тему христианства. Но не избежал этого и великий мастер живописи Илья Репин. На выставке можно увидеть его наброски, которые соответствуют этой теме.
Он был богатым человеком, но лишился средств после Октябрьской революции 1917 года. В то время он написал картину «Большевик», где изображён совсем не измождённый человек, а упитанный мужчина, отнимающий хлеб у ребёнка. Несомненно, это была карикатура, но какая-то доля правды в этом была. На выставке представлены его наброски, говорящие о его христианской жизни.
Работы, представленные на выставке, безусловно, привлекают внимание. Однако не сразу их можно понять и принять. Где-то зрителю следует задержаться подольше, чтобы оценить весь смысл и спектр того, что изложено в работе художником, где-то осмыслить всё это. Например, на выставке есть картина с изображением ангела. Его не видел никто и никогда и каждый мастер изображал его по-своему. Однако ангел – это мудрость, умиротворение, любовь, спокойствие, радость и это отмечают все художники.