Кандидат философских наук Ульяна Беляева: право человека на автономию не может исчезнуть из-за развития ИИ
![](https://region.center/source/lipetsk/2025/febrary/8/2043.jpg)
© фото из архива Ульяны Беляевой
В России отмечается День науки. «Новости Липецка» в канун важного государственного праздника побеседовали с учёным – старшим преподавателем ЛГПУ имени Семёнова Тян-Шанского на актуальную тему цифровизации общества. Ульяна Беляева, как раз, работает над созданием принципов взаимодействия между человеческим существованием и технокультурными экосистемами в условиях развития Искусственного Интеллекта.
Уважаемая Ульяна Павловна, расскажите, как Вы определились с выбором специальности - где учились, и где начинали работать?
Выбор специальности для меня оказался во многом сочетанием личного интереса и в некотором роде судьбоносной случайности. Подавая документы в университет, одним из интересных факультетов показался философский, о котором надо сказать, до момента прихода в приемную комиссию вуза я и не подозревала. При более близком рассмотрении направлений факультета, взгляд пал на религиоведение, специальность относительно новую для того времени. Безусловно на выбор повлиял и тот факт, что жила я в Республике Татарстан, где соседствуют исламская и христианская религиозные традиции. Поликультурный контекст способствовал пробуждению интереса к более глубокому познанию религиозного многообразия. В современном мире важно ориентироваться в различных религиозных традициях и знать и понимать, как они влияют на мировоззрение, поведение людей. Это позволяет преодолевает предвзятость, способствует установлению диалогу между разными культурами. В конечном итоге было решено, что религиоведение — это именно та область, где я смогу объединить свои интересы с практической значимостью, работая над вопросами, которые касаются всех нас. Так я стала студенткой философского факультета Казанского (Приволжского) федерального университета. Сначала завершила обучение по бакалаврской программе, а потом и магистерской. Еще учась в магистратуре, начала работать в школе учителем, а потом младшим научным сотрудником в Национальном музее Республике Татарстан.
Какие из существующих плодов научного труда и преподавательской деятельности считаете наиболее значимыми, полезными для общества?
Если говорить о преподавательской деятельности, то значимым результатом здесь я считаю свой вклад в подготовку квалифицированных специалистов сегодня, формирование у студентов критического мышления, активной гражданской позиции способности ориентироваться в современном поликультурном мире.
Что касается плодов научной деятельности, то здесь, наверное, релевантную оценку способно дать лишь со временем само научное сообщество. И хочется верить, что лучшие результаты научной работы еще впереди. Из существующих работ, я бы отметила диссертационное исследование, посвященное культурно-антропологической феноменологии видеоигр, а так же последнею монографию, посвященную междисциплинарному образовательному потенциалу видеоигр, где теоретически конструируются и эмпирически апробируются стратегии интеграции видеоигр в образовательную практику по широкому спектру социально-гуманитарных дисциплин, раскрывается учебный потенциал видеоигровых кибертекстов, выявляются концептуальные сложности их релевантного использования в учебно-образовательном процессе.
Как за последние годы изменился подход к изучению философии, теологии, истории религий?
За последние годы подход к изучению философии, теологии и истории религий претерпел значительные изменения, вызванные множеством факторов, включая глобализацию, развитие технологий и изменения в социальной динамике. Мы наблюдаем сегодня интенсификацию междисциплинарных исследований. Развитие новых технологий и междисциплинарных исследований порождает новую волну философских дискуссий. Вопросы, связанные с искусственным интеллектом, биоинженерией и новыми формами научного прогресса, вызывают необходимость в философском осмыслении этических норм, социальных последствий и возможных рисков. В условиях глобализации и миграции усиливается интерес к экзистенциальным вопросам.
Стоит отметить, что религиозные учения в свою очередь также переосмысляются через призму современных вызовов, что открывает новые горизонты для теологической рефлексии. Сама теология за последние годы смогла стать легитимным направлением подготовки в университетах, была уравнена в правах с другими гуманитарными науками. Сегодня во многих университетах страны функционируют кафедры теологии, ведется активные научная работа, функционируют диссертационные советы.
Заметными тенденциями в религиоведении стало изучение религиозной повседневности, смещение фокуса на эмпирические, полевые исследования. Нельзя не отметить и появление таких феноменов как «религия в виртуальном мире», «онлайн-религия» и прочие, что не может остаться без исследовательского внимания и требует трансформации классических методов и подходов в изучении.
В целом, изменения в подходе к изучению философии, теологии и религиоведении отражают более широкие изменения в обществе и в нашем понимании самих дисциплин, что делает их более актуальными и осмысленными в условиях современного мира.
Какие новые вызовы появляются в связи с нарастающим прогрессом, в частности, цифровизацией общества?
Цифровизация общества должна рассматриваться как комплексное явление, которое приносит не только вызовы и риски, но и открывает новые возможности. Благодаря цифровым технологиям информация стала более доступной, многие процессы автоматизированы, что упрощает решение повседневных задач, есть возможности получения образования дистанционно, удаленной работы, появились значимые инновации в сфере здравоохранения и многое другое. И об этом не стоит забывать. Однако, Вы правы, и цифровизация, прогресс процессы противоречивые и несут в себе новые вызовы и риски. Среди наиболее очевидных вызовов это проблемы безопасности данных, углубление социального, в том числе цифрового, неравенства, не закрытость вопросов правового регулирования динамично меняющихся реалий «цифрового мира», риски, связанные с трансформацией рынка труда и традиционной системы занятости. Помимо этого, стоит акцентировать внимание и на более глубоких, требующих философской рефлексии вызовах цифровизации и ее экзистенциальных последствиях. Прежде всего изменение классических моделей человеческого общения, смещение их в сетевое пространство, проблемы идентичности, цифровой информационный шум, этические проблемы.
В условиях доступности любой информации, как можно сделать богомыслие, науку богопознания, вопросы сотворения мира, более востребованными в светской гражданской среде, особенно, в среде молодёжной?
Мне видится здесь несколько возможных сценариев. Во-первых, те проблемы цифровизации о которых мы говорили и возможные экзистенциальные последствия на фоне информационной пресыщенности могут интенсифицировать поиски более прочной идентичности, традиционных и, в определенным смысле, константных ценностных ориентиров, неких смыслообразующих интеллектуально-духовных стержней, позволяющих выстраивать стабильные более жизненные траектории. Каким бы динамичным, современным не становился мир, тем не менее остается ряд вечных универсальных вопросов человеческого и общественного бытия, ответы на которые не могут удовлетвориться простым поисковым запросом в интернете. И именно в этом контексте теология может стать востребованной в современном мире.
Во-вторых, вне зависимости от нашей религиозной или арелигиозной идентичности, мы не можем игнорировать факт необходимости общекультурной просвещенности. А все, что связано с историей богопознания и богомыслия, вопросами сотворения мира – это важный пласт культуры, отраженный как в зеркале в философии, живописи, музыке, литературе, в том числе и современной. И чтобы оставаться в культурном контексте, понимать его требуется обращение к поднимаемым там темам. И в данном случае доступность информации, возможность первичного ее получения здесь и сейчас, может оказаться благом на пути дальнейшего более глубокого познания.
Если говорить об актуализации в молодежной среде учебных дисциплин, касающихся религиозных и духовных проблем, то здесь видится необходимым использовать современные формы подачи материала, знакомые медиа-платформы, акцентировать внимание на присутствии в актуальном для них контенте отсылок, проблем, тем философской, теологической направленности.
Что касается богопознания как духовного пути, то стоит дать молодежи возможность прожить этот свой этап. Молодость - это время которое проходит. Богопознание - это путь, процесс, требующий не только духовных усилий, но опыта, в том числе социального.
Вы защитили дипломную работу на тему философского наследия Льва Толстого. Можно попробовать представить, каких бы взглядов сегодня придерживался великий русский мыслитель, какие точки зрения он, несомненно, бы поддержал, а что вызвало бы у него однозначный протест?
Было бы слишком смело пытаться ответить за Льва Николаевича и реконструировать его взгляды на наш XXI век. Взгляды Л. Толстого на прогресс были противоречивы, что отражает противоречивость и самого прогресса. Яснополянский мыслитель предостерегал, что достижения человеческой мысли, технические усовершенствования без должной нравственности и любви всегда «производят впечатление опасных игрушек, которые даны в руки детям». Для него приоритетным прежде всего должно быть духовное усовершениствание человека, и только при этом условии технический прогресс может пойти на благо людям.
Искусственный интеллект: где проходит та граница, когда человек уже отдаёт контроль над своими помыслами, желаниями, стандартами поведения, услужливой высокоточной, но неживой, с точки зрения всего живого на планете, компьютерной программе?
Вопрос не простой. И нам придется его не раз его ставить и пытаться решить. Наверное, граница контроля над мыслями и желаниями человека проходит там, где начинается слепое доверие к искусственному интеллекту. Когда человек утрачивает функцию критического осмысления получаемой информации, позволяет алгоритмам диктовать свои предпочтения и решения, тогда он рискует утратить свою автономию. Важно сохранять осознанность и применять искусственный интеллект как инструмент, а не как замену собственному суждению. Создание здоровых границ требует постоянной саморефлексии и критического анализа. И это универсальный рецепт, на мой взгляд, действенный для выстраивания границ не только во взаимоотношениях с ИИ, но и с «живыми» системами, которые также могут быть угрозой человеческой автономии.
Какой профилактикой Вы предлагаете заниматься дома, в кругу Семьи? Как пройти серединным путём, который поможет получить необходимые знания и навыки детям, но, при этом, не превратить их в прокачанных цифровыми технологиями роботов?
Необходимо прежде всего создавать баланс между цифровыми технологиями и живым общением, чтобы формировать у детей здоровые привычки, интерес к познанию и умение непосредственно взаимодействовать с окружающим миром. Стоит включать в совместное времяпрепровождение взрослых и детей нецифровые формы досуга - прогулки, активный отдых, посещение культурных мест, совместное хобби. При этом, не стоит, на мой взгляд, радикализировать обстановку вводя строгие ограничения или полный запрет на новые технологии и гаджеты. А стараться взрослым проявлять интерес к тому, чем увлекаются дети, чтобы выстраивать живое продуктивное общение вокруг их интересов и создавать тем самым поддерживающую среду для их развития и самовыражения. Обсуждать актуальные события, формировать критическое мышление.
Над чем Вы работаете сейчас? Каким Вы видите наше будущее?
В настоящий момент мы с коллегами работаем над темой грантового проекта, посвященной проблеме человеческого существования в контексте технокультурных экосистем искусственного интеллекта. Развитие технологий искусственного интеллекта существенно трансформировало культурные, социальные и экзистенциальные аспекты человеческой жизни. Это делает необходимым попытаться понять и сориентироваться в сложном взаимодействии между человеческим существованием и технокультурными экосистемами, приложить философскую оптику к рассмотрению проблемы.
Относительно видения будущего, хочется верить, что нам удастся сохранить баланс между цифровыми и непосредственными формами взаимодействия, создать гармоничную среду, в которой мы сможем развиваться динамично и разносторонне, оставаясь при этом людьми, способными к глубоким переживания, саморефлексии и содержательным отношениям с окружающими.