Учительница против системы: конфликт в липецкой гимназии обрастает новыми деталями

Учительница против системы: конфликт в липецкой гимназии

icon 07/09/2025
icon 19:09

© Новости Липецка

Новости Липецка

История молодой учительницы английского языка Алисы Кучеренко, которая осенью 2024 года пришла на работу в престижную липецкую гимназию №12 «Гармония», получила развитие. В распоряжении редакции оказались материалы, указывающие на новые обстоятельства конфликта с администрацией школы, который сейчас решается в суде. Центром разбирательства стала видеозапись, в подлинности которой есть серьезные сомнения.

Алиса Кучеренко, выпускница ЛГПУ, была принята на должность учителя английского языка в августе 2024 года. Однако, по ее словам, с первого дня столкнулась с нарушениями: трудовой договор на руки ей не выдали, рабочее место и учебники не предоставили, сославшись на то, что многое придется приобретать за свой счет. Через несколько дней, разочарованная, она подала заявление на увольнение, но вскоре отозвала его. Этот шаг, как считает Кучеренко, положил начало серии конфликтов с руководством гимназии.

Ситуация обострилась после нескольких инцидентов: первым был спор из-за оценки. После того как Кучеренко выставила ученице заслуженную во время урока тройку, по словам молодого педагога, от нее потребовали исправить оценку и написать объяснительную о «техническом сбое».

Далее учительницу бездоказательно обвинили в том, что она силой забрала телефон у ученика в коридоре. Записи с камер наблюдения в ее защиту проверены не были.

В сентябре, замещая урок во 2 «Б» классе, Кучеренко сделала замечание девочке, которая демонстративно ела и пила во время урока. После нескольких просьб учительница поставила школьницу у доски — мера, которая, по словам Кучеренко, была рекомендована на школьных совещаниях. В тот же день в школу пришла мать девочки. Администрация потребовала от Кучеренко публично извиниться перед ученицей и родителями, что ей в итоге пришлось сделать дважды.

20 января 2025 года произошел инцидент, ставший формальным поводом для вынесения выговора. По версии администрации, во время перемены Кучеренко открыла дверь так, что ударила пятиклассника по голове. На следующий день в школу пришла мать мальчика и обвинила учительницу в избиении ее ребенка. Тогда Кучеренко вызвала в школу полицию и написала заявление о клевете, попросив изъять видео. Спустя пять дней ответное заявление в полицию подал отец мальчика.

Однако возникли серьезные противоречия. Сам ученик и его одноклассники в полиции заявили, что он не кричал и боли не чувствовал. Полиция отказала в возбуждении уголовного дела по заявлению родителей ученика.

Тогда Кучеренко подала в суд иск, чтобы в гимназии с нее сняли дисциплинарное взыскание. Со стороны администрации школы в суд была предоставлена запись с камеры наблюдения, приложенная к акту, где было указано: «монтажа нет».

Независимые специалисты, к которым обратилась Кучеренко, обнаружили в предоставленной видеокопии (оригинал, по словам представителя школы, не сохранился, несмотря на составленный акт об экспорте файла) многочисленные признаки монтажа. Так, в момент «удара» часть кадра неестественно размыта, что может маскировать склейку. У некоторых людей в кадре пропадают части тела, тени от руки мальчика отсутствует. В аудиодорожку добавлен крик, который сам ребенок отрицает. В метаданных файла значилось имя однофамильца заместителя директора и название программы для монтажа.

Несмотря на эти доводы, суд отклонил ходатайство о приобщении заключения независимых специалистов к делу. Для проведения экспертизы было назначено воронежское учреждение, предложенное ответчиком, где нет специалистов по аудиоанализу. По словам матери истицы, в день назначения экспертизы ответчик принес новую видеозапись, которая была создана позже, чем предоставленные ранее записи в полицию и суд. При этом все расходы на экспертизу суд возложил на саму Кучеренко.

Многочисленные жалобы учительницы и ее матери в прокуратуру, трудовую инспекцию и департамент образования результата не принесли. Во всех ответах значилось: «нарушений не выявлено».

Для Алисы Кучеренко выговор с формулировкой о «нанесении удара ребенку» означает фактический запрет на профессию. Она продолжает оспаривать дисциплинарное взыскание в суде, однако процесс, по ее словам, все больше напоминает борьбу не за правду, а за выживание.