Хранитель сокровищ земли елецкой

icon 19/07/2022
icon 11:39
Главная новость
Хранитель сокровищ земли елецкой

Автор:

Евгения Павловича Крикунова в Ельце знает каждый. Более полувека он не дает покоя елецким и не только чиновникам, добиваясь от них бережного отношения к истории Ельца, сохранению культурного наследия. Слушают ли его? Скорее нет, чем да. Но он на личном примере показывает, как нужно относиться к истории Ельца. За свои кровные он за 50 лет создал в самом древнем городе Липецкой области несколько музеев, один уникальней другого, и спас от сноса храмы города.

Герострат наоборот: спасение храмов Ельца «поджогом Фитиля»

Вот этого знаменитого вида на Вознесенский собор, творение великого Константина Тона, и на знак города воинской славы в Ельце могло и не быть.

С полсотни лет назад советская власть задумала «преобразить» старинный купеческий Елец, который на год старше Москвы, снести все его 33 храма, большинство из которых и так лежали в руинах, оставить один Вознесенский собор, а напротив него построить гостиницу в 9 этажей с рестораном. На место строительства гостиницы уже пригнали экскаватор. Машинист, получив задание, уже было собрался занести ковш над асфальтом Красной площади, но экскаватор не заводился. Крутился, вертелся экскаваторщик над машиной – бесполезно… Ремонт сломавшейся неожиданно техники должен был занять несколько дней, но тут в Ельце как гром среди ясного неба раздалось известие, что приехала съемочная группа центрального телевидения. Тогда это было сродни извержению Везувия. Руководство области замешкалось и стройку приостановило. Да и экскаватор все никак не удавалось отремонтировать. Машинист только его вроде бы починит, а он опять несколько секунд потарахтит и встанет.

Пока суть да дело, на экраны вышел новый выпуск сатирического журнала «Фитиль». В Липецкой области он произвел эффект взорвавшейся бомбы. Советских руководителей высмеяли за стремление стереть историю древнего города, разорённого Тамерланом, сожженного гетманом Сагайдачным, и где наваляли Гудериану. Пусть речь и шла о пережитках царизма – храмах, но каждый из них был связан с великими людьми. Где-то молился Бунин, где-то Пришвин, куда-то хаживал мальчишкой Семашко, а в Покровской церкви пел в хоре и был «костыльным» мальчиком, носящим посох архиерея, будущий воспеватель советской эпохи Тихон Хренников. И куда в Ельце ни ткни – то композитор в этом месте родился, жил, творил, работал, то служил какой-нибудь великий русский философ, мыслитель, либо поэт, художник, писатель, режиссер, военачальник. Причем советские руководители забыли и то, что весь город, целиком, после войны был признан историческим поселением. То есть, в нем не то что сносить нельзя ничего от слова «совсем», но даже ремонтировать имеющееся нужно по спецпроектам.

Рассказав об этом всему СССР, показав дураков такими, какие они есть (в советское время, кстати, так было можно, в отличие от дней нынешних), киножурнал «Фитиль» дело свое сделал – снос церквей отменили, как и строительство гостиницы напротив собора.

А ломал по ночам экскаватор и поехал в Москву искать создателей журнала «Фитиль» молодой тогда преподаватель физкультуры, но уже краевед, коллекционер, Евгений Крикунов. Узнав об этом, правоохранительные органы того времени сделали вид, что явную «уголовку»  не заметили. Видимо, тоже были патриотами своего города. Попробовал бы сегодня кто-то повредить экскаватор на месте будущей стройки какого-нибудь ЖК или гостиницы, даже в историческом месте, где по факту строить запрещено…

Вот так спас, в буквальном смысле слова, древний Елец Евгений Крикунов. Большинство храмов, конечно, не восстановлено до сих пор, но хотя бы не стерты с лица земли.

Самый крупный музейно-выставочный комплекс в стране

С тех пор минуло много лет. Сам Елец, увы, остался таким же, как и в тех далеких 60-70-х, древним, ветхим, если и где восстанавливающимся, то едва-едва. В основном он – разрушающийся…

А за эти годы Евгений Павлович Крикунов тоже себе ни разу не изменил. Краеведение, история, коллекционирование и спасение исторического и культурного наследия. Он поставил в городе несколько памятников – первый в стране бюст Ивану Бунину, философу Василию Розанову, елецкому пехотному полку, Иноокентию Херсонскому. И создал четыре музея. За свой счет. Ни взяв у государства ни копейки. Точнее государство ни разу и не предложило. А музеи Крикунова, между тем, считаются крупнейшим в стране частным музейно-выставочным комплексом.

Журналистов «Новостей Липецка» он встретил у ворот Дома елецкого кружева. Сам бренд спас тоже он. Так как в перестройку промысел почти утратили. Он находил изделия из кружев разных эпох, выкупал, реставрировал, хранил… Сегодня в Ельце есть уже и фабрика елецких кружев. Но раритеты хранятся у Крикунова в Доме елецкого кружева.

Музей он соорудил в выкупленном старом разваленном доме. На его восстановление ушло 10 лет.

- Я смотрел на развалины и не верил, что осуществлю замысел, - говорит Евгений Павлович. – Но, как говорят в таких случаях? Правильно! Дорогу осилит идущий…

И вот Евгений Павлович водит корреспондента по залам. Что ни комната – собрание антиквариата – старинная мебель, утварь. А стены в картинах. Их автор – Павел Блуднов. Причем Крикунов придумал такую фишку – висит на стене картина Блуднова, а рядом елецкое кружево. Одно дополняется другим, а еще и рассказом Евгения Павловича. Он с улыбкой говорит, что однажды просто пригласил москвича Блуднова в Елец, написать местных пейзажей. Тот приехал и… Остался в Ельце на 19 лет. А то, что написал, теперь в музее Крикунова.   Кружева  и картины - необыкновенная экскурсия. Во время которой обо всем забываешь, любуешься полотнами Блуднова, переливающимся кружевом, которое Евгений Павлович еще и подсвечивает специальным фонариком, и витаешь где-то в другом, горнем мире.

Но Евгений Павлович и мастер резко спускаться на землю. Конечно, посетителям он не раскрывает подробностей свой деятельности. Но журналистам может пожаловаться

- Самое главное – ни копейки из бюджета ни разу не получил! Да ладно, деньги… Ни один елецкий мэр, липецкий губернатор ни разу не пришел в мои музеи. Им не надо этого…

Со второго этажа музея елецкого кружева, а это не только кружево, это полноценный краеведческий музей, открывается шикарный вид на город, милый, старинный Елец, на его Засосенскую часть…

Рядом с Домом елецкого кружева, в домике поменьше Крикунов открыл постоянную выставку художника Василия Шевченко. Липецкий художник, ветеран войны, самоучка, писал такое… Что выставлялся на Западе вместе с картинами Дали и Пикассо. Дилетант Шевченко, как его пренебрежительно называли коллеги, творивший в жанре примитивизма и сюрреализма, в итоге стал членом международной федерации художников ЮНЕСКО. Его картины сегодня редки, и на вес золота. Но когда липецкий художник был еще обычным уличным «мазилой» различного наива, талант Шевченко оценил Крикунов, приобретая его полотна, ставшие бесценными. И их бесполезно пытаться пересказывать. Как говорится - здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…

Место, где Хренников на рояле играл, а Жириновский в обществе раздетых красоток ночевал

Другие два музея Крикунова расположены через улицу. Это культурно-просветительский центр Виктора Сорокина. Виктор Сорокин, пожалуй, самый известный и именитый художник нашего региона. В Липецке существует целый Дом Сорокина, размещенный в старинном особняке аптекаря Вяжлинского. А в Ельце весь Сорокин у Крикунова. Точнее, даже вопрос – где больше Сорокина, в Липецке или в частной коллекции в Ельце? Говорят, что в Ельце. Ведь Крикунов Сорокина разглядел так же, как и Шевченко, Блуднова, и стал приобретать его картины, когда это, как выражаются сейчас в интернатах – не было мейнстримом.

В центре искусств Сорокина есть комната, где собраны полотна с «обнаженкой». В этой комнате однажды ночевал Владимир Жириновский. В одно из своих турне по России оказался Жириновский в Ельце, и попал в гости к Крикунову. Засиделись допоздна и решили не разъезжаться по отелям. Постелил Владимиру Вольфовичу Евгений Павлович как раз в комнатке «Ню».

- Да не специально я! Просто в этой комнате диван стоял, - оправдывается Крикунов. Но зная его чувство юмора, всё сразу понимаешь – неспроста.

Крикунов рассказывает, что Жириновский как-то грубо обходился со своей охраной. Кстати, охранники также переночевали в музее Сорокина. Их Крикунов уложил на диване, который стоял под огромным полотном «Ельчане у Ленина».

В холле второго этажа стоит рояль. Это рояль уроженца Ельца Тихона Хренникова. И сам Хренников, будучи у Крикунова в гостях, на нем музицировал.

Головы Вождей

Во дворе Центра Сорокина расположен огромных размеров шлаконабивной сарай. Вообще ничем не примечателен. Разве что удивляет своими размерами. Наверное, в нем была какая-то МТС в советское время. Серые стены, старые ворота, на которых надпись «Музей истории КПСС».

Евгений Павлович идет к нему, звенит ключами, открывая амбарный замок. Кажется – ну что там может быть, в мастерской этой древней – гора советского хлама?

Но Крикунов растягивает открытие. И добивается нужного эффекта. Открывает не спеша старые ворота, с которых даже свисает клоками древний утеплитель, а там… Совершенно новенькие двери в хорошо отремонтированное помещение, в котором музей советской эпохи. Чего только там нет. Флаги, знамена, множество портретов и бюстов Ленина, Сталина. Есть Ворошилов, Дзержинский. Есть Ленин, дарёный Крикунову самим художником Жуковым - первым, кому официально разрешили писать Ильича.

Советская тема и на улице. Тут тоже полно голов Ильичей, и больших, и маленьких, плакатов, картин. Есть юный Володя Ульянов с отломанными ногами. Стоит мальчонка в кустиках, жалобно смотрит на посетителей.

Евгений Павлович говорит, что экспонатов у него еще на несколько музеев. Но помещений не дают.