Андрей Коновалов: «Сможем найти компромисс с управляющими компаниями в любом споре, если это желание будет обоюдным»
©
О взаимодействии энергосбытовых компаний региона с предприятиями ЖКХ и резонансных судебных процессах над руководителями управляющих компаний сайту «Новости Липецка» рассказал Руководитель направления по правовым вопросам ООО «НовитЭн» и заместитель генерального директора по правовым вопросам ОАО «ЛЭСК» Андрей Коновалов.
- Андрей Николаевич, взаиморасчеты в ЖКХ всегда были и, вероятно, будут очень чувствительной темой как для компаний, которые в этой сфере работают, так и для общества в целом. Расскажите, почему вы ужесточили подход к взаимодействию с управляющими компаниями, обслуживающими жилой фонд?
- Мы ничего не меняли и тем более не ужесточали. Мы стремимся работать с управляющими компаниями без споров и конфликтов строго в соответствии с действующими нормами. Другое дело, что в 2016 году изменилось законодательство и некоторые недобросовестные управляющие компании решили этим воспользоваться. В таких случаях нам ничего не остается, как отстаивать свои интересы в суде.
- Интересно, а сколько всего управляющих компаний обслуживают жилье в регионе? Сколько из них добросовестно оплачивают электроэнергию?
- В Липецкой области действуют 186 управляющих компаний. У большинства нет серьезных проблем с оплатой. Если возникает сложная ситуация с платежами, мы готовы рассматривать индивидуальные условия, предоставлять рассрочку.
- Тем не менее, в прошлом году один, в этом году еще двое директоров липецких управляющих компаний, обслуживающих жилой фонд, привлечены к уголовной ответственности за долги перед поставщиками ресурсов...
- Это скорее исключение из правил и вынужденная мера, поскольку все иные способы призвать руководителей к ответу не возымели действия. Мы поставляем электроэнергию для общедомовых нужд и хотим, чтобы деньги, оплаченные жильцами, направлялись по назначению, а не расходовались Управляющими компаниями по своему усмотрению, не более того. Прошлогодний судебный процесс тому пример. Руководитель УК «Липецкая управляющая компания» Валентин Дубинин признал вину, полностью возместил ущерб, и суд по ходатайству следствия и с нашего согласия заменил ему уголовное наказание на штраф. По закону в таких случаях не считается, что человек осужден. Примеры текущего года отличаются. Оба руководителя, УК «Слобода Юрий Шкляров и «Объединенной Управляющей Компании» Сергей Ткаченко отрицают свою вину. В итоге – обвинительный приговор суда первой инстанции.
- Но долги во взаиморасчетах юридических лиц — это спор хозяйствующих субъектов, почему вдруг возникло уголовное преследование?
- Если в УК не согласны с начислением, но платят хотя бы по своему расчету, в таких случаях спор проводится в рамках арбитража. А когда платежей нет и, более того, выясняется, что жители заплатили, а руководители распорядились этими деньгами по своему усмотрению, например, вместо оплаты ресурсоснабжающей организации потратили средства на иные цели – дело может перерасти из хозяйственного спора в уголовное. Вопрос суммы.
- И какова должна быть сумма?
- Уголовное преследование может грозить, начиная с суммы, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.
- Не так уж и много… А сколько споров с управляющими компаниям по вашим искам сейчас в судах? Сколько из них хозяйственных, а сколько уголовных, и каковы их перспективы?
- В судах сейчас 170 хозяйственных дел на 453 миллиона рублей, и у нас на руках уже 270 решений на 180 миллионов. А 25 дел – уголовные. Сюда входят и вышеупомянутые три уголовных дела. Перспективы для управляющих компаний и их руководителей, как видите, не самые радужные. Но есть и хорошие примеры. По одному делу в арбитраже заключили мировое соглашение. Это Управляющая Компания «Умный дом».
- Кстати, расскажите, как договорились с «Уютным домом»?
- Все просто. Руководство компании признало долг, и мы договорились о порядке его погашения. Взвесили их финансовые возможности, вместе все оценили и согласовали такой порядок расчета, который позволит расплачиваться с долгами, не создавая больших сложностей для текущей работы по содержанию жилья.
- С другими УК готовы такие же соглашения заключать?
- Мы готовы заключать мировые соглашения и с другими управляющими компаниями. В разных случаях требуется индивидуальный подход. Практика показала, что можно достигать компромиссы даже с теми руководителями УК, в отношении которых возбуждены уголовные дела.
- Хорошо, но давайте немного вернемся в историю. Природа этих споров она вообще какова была изначально? Что, на ваш взгляд, является причиной разногласий и споров с управляющими компаниями - несовершенство тарифного регулирования, злоупотребления со стороны отдельных руководителей или что-то иное?
- После изменения законодательства в 2016 году начисления за потребление электроэнергии на общедомовые нужды ограничено нормативом, а с 1 января 2017 года этот ограниченный нормативом платеж за потребленную электроэнергию в местах общего пользования включен в расходы на содержание жилья. В результате теперь, если возникает перерасход, его оплачивают не жильцы, как раньше, а управляющая компания. Государство таким образом стало стимулировать управляющие компании наводить порядок – выявлять воровство электроэнергии, вовремя выключать освещение дворов и подъездов и в целом заниматься энергосбережением. Те управляющие, кто стал наводить порядок, проблем не испытывают – потребление ресурсов на общедомовые нужды не превышает норматив. Более того, если расход меньше, управляющая компания может зарабатывать на экономии.
- Подход выглядит разумно, но почему возникают споры?
- Споры с управляющими компаниями начались практически сразу после упомянутого изменения закона. Дело в том, что средства по общедомовым расходам электроэнергии стали поступать не к нам напрямую, а сначала в управляющие компании, которые обязаны их нам перечислить. Возникли соблазны распорядиться этими средствами по-своему. Возможно, где-то, действительно, собрания жильцов утверждают невысокий тариф на содержание жилья, есть воровство, которое сложно выявить, например, в старых домах, где как-то поменяли схему или скрыли проводку. Но есть и совершенно новые дома, управляющие компании которых решили не платить за электроэнергию.
- Как? Совсем не платить?
- Да. Со временем мы увидели, что все больше управляющих компаний и с новым, и со старым жилым фондом не желают платить вообще! Даже по отсуженным долгам. То есть мы получаем в суде исполнительный лист, отправляем его в банк или приставам, а нам говорят, что у ответчика на расчетном счете денег нет.
- Но ведь жильцы оплачивают им коммуналку…
- В том то и дело. Мы увидели, что УК придумали следующую схему. Они не получают деньги на свой расчетный счет, а создают или обращаются к уже созданным расчетным центрам для сбора платежей. Это общества с ограниченной ответственностью с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которые занимаются биллингом и сбором денег, расчетом, иногда составлением квитанций. В итоге деньги оседают у них, а не в УК, и их практически нереально истребовать по исполнительным листам. При этом управляющая компаниями пользуется деньгами с помощью соответствующих распоряжений. Выявив это, мы стали обращаться в правоохранительные органы. Дополнительных доказательств не потребовалось. Следователи сравнивают количество денег, поступивших от граждан, с тем, сколько оплатили «НовитЭну» или «ЛЭСКу». Эта дельта и говорит о том, какой ущерб нам причинен.
- Тем не менее, тот же Юрий Шкляров оспаривает свой приговор в областном суде. Среди доводов – якобы в УК не предоставлены расчеты, цифры счетов к оплате заоблачные и ничем не подтвержденные. Кроме того, оплата производилась, и к настоящему моменту долга почти нет. В чем он не прав?
- На мой взгляд, это лукавство. Тарифы и нормативы расхода электроэнергии на общедомовые нужды устанавливает Управление энергетики и тарифов Липецкой области. Но когда управляющая компания не навела порядок в своем жилом фонде допускает перерасход, появляются счета, которые они, по-видимому и называют «заоблачными». Ничего удивительного в этом нет. Просто наведите порядок с электропотреблением и «заоблачных» счетов не будет. Федеральный законодатель совершенно осознанно выстроил такую схему. Кто как не УК должна быть озабочена тем, чтобы внутри дома энергоресурс расходовались эффективно? Все расчеты мы представили еще в арбитражном суде, до начала уголовного разбирательства, никаких сомнений по ним не возникло.
- Правильно ли будет сказать, время недобросовестных управляющих компаний, ушло? Просто так собирать деньги и безответственно распоряжаться ими по своему усмотрению теперь не получится?
- Да, безнаказанность руководства управляющих компаний закончилась. Ошибочно рассчитывать на то, что «сегодня хапну несколько миллионов, а потом пусть меня банкротят и забирают кресло из офиса». В 2012 году был вал банкротств, многие избежали реального наказания. Но сейчас пробелы в законодательстве устранены. Закон о банкротстве предполагает ответственность не только гражданскую, но и уголовную, причем не только для руководителя управляющей компании, но и для ее учредителей. Мы готовы к диалогу и считаем, что сможем найти компромисс с управляющими компаниями в любом споре, только если это желание будет обоюдным.