В Липецкой области в 2026 году расходы на социальные и оборонные нужды будут сокращены
В Липецкой области в 2026 году расходы на социальные и оборонные нужды сократят
© Фото: Новости Липецка
Бюджет Липецкой области сокращается стремительнее, чем в соседних регионах. Об этом сообщает «Коммерсантъ - Черноземье». Отмечается, что если в 2023 году доходы равнялись 115,7, а в 2024-м — 119,9 млрд руб., то прогноз на 2026 уже составляет 106,8 млрд руб. Расходы одновременно выросли со 106,8 млрд в 2023-м до 131,4 и 135,7 млрд руб. в 2024 и 2025 годах.
Существует проект бюджета на 2026 год, согласно которому, выход на прежние показатели в ближайшие три года не планируется. При этом масштабный дефицит постепенно будет сокращаться. В 2026 году доходы и расходы составят 103,5 и 116,3 млрд руб., в 2027-м — 104,9 и 110,1 млрд руб., в 2028-м — 107,1 и 111,3 млрд руб. соответственно.
Как писали «Новости Липецка», местные коммунисты в преддверии публичных слушаний по бюджету, раскритиковали этот проект. Депутат местного облсовета от КПРФ Анатолий Шкатов написал в своем телеграм-канале, что при возросшем количестве аварий в сфере ЖКХ документ предусматривает 26-процентное сокращение расходов на обеспечение качественным жильём, социальной и инженерной инфраструктурой.
Он также считает, что практически вчетверо сокращаются расходы на развитие промышленности региона, что ставит под сомнение масштабный проект по возрождению Липецкого тракторного завода (на его бывшую территорию расширена ОЭЗ «Липецк»).
Однако в Курской области дела не лучше. Отмечается, что в будущем году доходы и расходы существенно сократятся по сравнению с показателями исполнения бюджета 2025-го: со 120,7 и 133,7 до 115,7 и 120 млрд руб. соответственно. Дефицит в проекте на предстоящий год — 4,2 млрд руб. Далее, по прогнозу, в 2027-м доходы составят 116, а расходы — 118,3 млрд руб. В 2028-м — 118,4 и 120 млрд руб.
Приграничный регион сокращает бюджет второй год подряд после роста, наблюдавшегося двумя периодами ранее: когда доходы увеличились со 105,7 млрд в 2023-м до 156 млрд руб. в 2024-м. Разница объяснялась прежде всего ростом безвозмездных поступлений — с 38,9 млрд до 86,7 млрд руб. соответственно.
В 2025 году подпитка из федерального центра сократилась, и на данный момент исполнение бюджета по доходам прогнозируется на уровне 120,7 млрд руб. Расходы в 2023 году составляли 113,4, в 2024-м — 153,2, в 2025-м, по прогнозу, снизятся до 133,7 млрд руб.
Как подсчитал «Ъ-Черноземье», в проекте бюджета в 2026 году намечаются серьёзные сокращения по сравнению с текущим годом, и они затронули статьи национальной обороны (–96%), социальной политики (–82%), национальной экономики (–17%).
Разделы национальной обороны и социальной политики сокращены за счёт отсутствия раздела «других вопросов национальной обороны» и раздела «социальных выплат», к которому, по всей видимости, относятся субсидии пострадавшим от атак ВСУ гражданам.
В Белгородской области пока ожидается, что доходная часть в 2026 году составит 160,3 млрд руб. Это наименьший показатель за последние три года. В 2023-м, согласно отчёту об исполнении, доходы равнялись 168,3, в 2024-м — 165,5, в действующем бюджете прогнозируются в 170,4 млрд руб.
Расходы до этого росли три года подряд: со 170,2 млрд руб. в 2023-м до 175,8 в 2024-м и 184,2 в прогнозе на 2025-й. Но в 2026-м они должны сократиться до 173,8 млрд руб. Проектные значения на следующее двухлетие тоже уступают актуальным показателям 2025-го. В 2027-м доходы составят 174,7 млрд руб., расходы — 180,4 млрд руб. В 2028-м — 172,6 и 169,4 млрд руб.
Параметры бюджета на 2026 год предполагают уменьшение расходов при прежнем уровне дефицита, который может достигнуть 13,5 млрд руб. (13,8 в 2025-м). При постатейном сравнении заметно, что серьёзные сокращения затронули статьи социальной политики (–40%) и образования (–20%), а рост показали траты на обслуживание госдолга и межбюджетные трансферы (+90% и +78%).
Наиболее любопытно выглядит 12-кратное сокращение расходов на национальную оборону: с 866,4 млн руб. в 2025-м этот раздел может сократиться до 70,3 млн руб. в 2026-м.
В проекте будущего бюджета нет графы «другие вопросы в области национальной обороны», на которую в этом году закладывали 816,8 млн руб. Наибольший прирост в проекте белгородского бюджета на следующий год показал раздел национальной экономики (+30%).
В действующем бюджете 2025 года в Воронежской области, несмотря на инфляцию, прогнозируемые доходы — 194,7 млрд руб.— остаются на уровне 2023-го (193,7 млрд руб.) и меньше, чем в 2024-м (202,3 млрд руб.), тогда как расходы значительно выросли, достигнув 242,1 млрд руб. (в 2023-м — 188,7, в 2024-м — 201,2 млрд руб.). Как традиционно отмечают в региональном правительстве и областной думе, столь масштабный дефицит (47,4 млрд руб.) носит «технический характер» и в итоге покрывается различными источниками финансирования.
Кстати, 11 ноября депутаты областной думы рассмотрели в нулевом чтении законопроект о главном финансовом документе на предстоящий трёхлетний период. Номинально увеличившись, ни доходы (216,3 млрд руб.), ни расходы (226 млрд руб.) 2026 года в реальном выражении с поправкой на инфляцию (8-10% в разные месяцы по оценке ЦБ) не дотягивают до параметров бюджета двухлетней давности.
На 2027 год доходы и расходы запланированы в размере 222,8 и 232,6 млрд руб., на 2028-й — 232 и 240,4 млрд руб. соответственно. Подобным же образом с поправкой на инфляцию реально сокращается бюджет Тамбовской области: в 2023 году доходы составляли 72,4, расходы — 71,2 млрд руб., в 2024-м — 75,4 и 73,4 млрд руб., прогноз исполнения на 2025 год — 79 и 80,9 млрд руб. (дефицит — 1,9 млрд руб.).
В поступившем в областную думу проекте главного финансового документа на 2026-й показатели существенно не поменялись. Доходы должны составить 79, расходы — 84,3 млрд руб. (дефицит подскочит до 5,3 млрд руб.). В 2027 году доходы и расходы прогнозируются в объёме 81,7 и 80,7 млрд руб., в 2028-м — 85,7 и 84,6 млрд руб.
Согласно проекту, в 2026 году самое существенное снижение (–30%) ждёт сферу жилищно-коммунального хозяйства: 2,7 млрд руб. против 3,9 млрд руб. в 2025 году. При этом отрасль ЖКХ в регионе является наиболее проблемной: для неё характерны системные срывы в работе концессионеров, в частности многократно переносимые сроки ремонта важных объектов. Расходы на социальную политику, напротив, вырастут на 20%.
Реально сокращается и бюджет Орловской области: в 2023 году доходы и расходы составили 56,7 и 58,4 млрд руб., в 2024-м — 57,9 и 57,6 млрд руб. Прогноз на 2025-й — 58,8 и 59,7 млрд руб. Ещё 31 октября облсовет принял будущий бюджет в первом чтении.
По сравнению с действующим документом доходы и расходы в 2026 году — впервые в истории региона сократятся номинально: до 58,2 и 59,1 млрд руб. Увеличение не планируется ни в 2027-м (58,8 и 59 млрд руб.), ни в 2028 году (доходы и расходы — по 59,3 млрд руб.).
Кандидат экономических наук, директор Центра межрегиональных исследований ВГУ Дмитрий Ломсадзе подчеркивает, что практически во всех регионах речь идёт не только о сокращении бюджетов, но и о росте дефицита. «Например, в Воронежской области раньше был небольшой, но профицит, а на 2026 год даже с учётом федеральных субсидий и субвенций запланирован дефицит в 9 млрд руб.
Выхода два: приватизация областного имущества и займы у системообразующих банков на льготных условиях с компенсацией из федерального бюджета», — отметил эксперт. По его мнению, сокращение бюджетов в нынешних политических и экономических условиях неизбежно.
Бывший председатель городского совета Липецка, кандидат экономических наук Игорь Тиньков оценил ситуацию как «непростую». «Впрочем, за время работы я простой ситуации никогда и не видел, — заметил он. — Легко и вольготно мы никогда не жили.
Самая большая проблема в том, что у региональных бизнес-структур нет полноценного доступа к кредитному ресурсу, который бы помог в развитии. Дороговизна кредитов — одна из главных составляющих снижения доходности бюджетов. Бизнесу нужны деньги для того, чтобы полноценно заместить направления, из которых ушли иностранцы. Очень мешают и трудности в строительной сфере».
Другая причина сокращения бюджетов, по мнению Игоря Тинькова, связана с урезанием федеральной поддержки. «Ведь федеральные займы и субсидии только в последнее время позволяли развивать инфраструктуру — строить дороги, мосты, развивать трамвайное движение. Ещё лет пятнадцать назад об этом можно было только мечтать», — резюмировал Игорь Тиньков.