Липчанин с позывным «Ком»: инструктор на СВО — первая цель для противника

Липчанин с позывным «Ком»: инструктор на СВО — первая цель для противника

icon 05/09/2025
icon 13:10

© Правительство Липецкой области

Правительство Липецкой области

Липчанин с позывным «Ком» обучает военных первоначальной медицинской подготовке. Он рассказал корреспонденту «Новостей Липецка» о тактической медицине. Собеседник рассказал, что их группа занимается подготовкой инструкторов в войсках.

Сейчас построено множество полигонов, которых ранее не было. На них и обучаются российский бойцы, причём это как те, кто лишь недавно заключил контракт с Министерством обороны, так и те, кто когда-то служил, но уже утерял необходимые навыки и умения.

Например, это может быть водитель танка. Лет двадцать назад он учился воевать на одной машине, а сейчас на смену пришла другая техника, естественно, ему нужно пройти переподготовку, чтобы научиться ездить на ней.

Кроме того, сейчас востребованы операторы беспилотных летательных аппаратов. Раньше о такой специальности даже и не знали. Однако обучать или переобучать нужно и обычных пехотинцев. Вдаваться в подробности не будем, отметим лишь, что там, где ведёт обучение «Ком», работают сотрудники, которые имеют самые актуальные и передовые на сегодняшний день знания о военной технике.

Что такое тактическая медицина

А попал он в это подразделение по своей специальности, а именно, по «тактической медицине», которой начал интересоваться, а потом и обучаться, получив опыт ещё задолго до начала специальной военной операции.

Отметим, что тактическая медицина – это «совокупность медицинских и тактических мероприятий, проводимых непосредственно на поле боя и на всём протяжении догоспитального этапа оказания первой и расширенной первой помощи раненому», и это не совсем та медицина, которая известна гражданским.

Проще говоря, «Ком» обучает бойцов тому, как остановить кровь, зафиксировать перелом, выжить при различных ранениях и так далее. Высшее медицинское образование для этого не требуется, а обучают тактической медицине сегодня всех военнослужащих.

Они обязаны уметь оказывать первую медицинскую помощь, и не только себе, но и своим сослуживцам. «Ком» напомнил, что происходит это не где-то в госпитале или стационаре, а на поле боя, то есть там, где свистят пули, гремят взрывы, летают БПЛА, а поэтому нужно понимать сложившиеся тактические условия.

Победить противника и собственный страх

Первоначально подразделение, в составе которого он служит, работало на добровольных началах, то есть это были волонтёры. В основном в отряде состояли военные пенсионеры, отставники, которые ездили по полигонам и там, где не было инструкторов, вели обучение личного состава.

Однако потом это движение заметили наверху и сейчас оно поддерживается государством. «Ком» рассказал, что прежде, чем начать работу, необходимо пройти аттестацию, дополнительное обучение. Он отметил, что отряд со временем расширился, в него было набрано необходимое число новых сотрудников.

«Ком» отметил, что наши полигоны со стороны противника стали обстреливаться чаще, доходит до того, что на одного нашего бойца приходится до восьми дронов противника. Поэтому для врага инструктор — это не обычный боец, а цель «номер один».

Ранее «Ком» не афишировал свою работу. Даже родители не знали о ней, излишняя публичность ему была не нужна. Он говорит, что все члены отряда рискуют жизнью. Живут они в том же расположении, что и наши бойцы, сражающиеся на передовой. Отдельного какого-то жилья для них не строят.

Противник не разбирает, кто перед ним, а стреляют «за ленточкой» часто. «Ком» отметил, что статус у него — доброволец-инструктор, но и им выдают всю необходимую экипировку и оружие. В окопы или траншеи их не посылают, на штурм тоже, но инструктор не сидит где-то в тёплом месте, где его не достанет пуля или снаряд, а работает на передовой.  

Разница между инструкторами и обычными бойцами в этом плане чисто условная. Несомненно, гражданские люди это понимают плохо, а поэтому и считают работу такого специалиста скорее формальной, но именно инструкторы помогают спастись, выжить в тяжелой ситуации, победить — не только противника, но и самого себя, например, свой страх.

А что в аптечке бойца?

«Ком» отмечает, что сегодня, к счастью, благодаря в том числе и сообществу тактических медиков, проблем с медикаментами, медицинскими средствами, нет. Обеспечение идёт хорошее и на должном уровне. Сегодня такого, чтобы был один жгут на всех или одна аптечка на всё подразделение, нет.

Собеседник отмечает, что в наши дни изменился и состав аптечки, там есть практически всё для того, чтобы выжить даже при серьёзных ранениях. Безусловно, оторванную голову уже не пришьёшь, но некоторые мини-операции сделать можно.

Несомненно, «Ком» не может ручаться за весь фронт, но практически везде, где он был, АППИ 8 есть. Он отметил, что многие липчане до сих пор собирают медицинские препараты, жгуты или что-то ещё, но это уже во многих местах на линии фронта и не нужно.

Чем помочь фронту

А ещё липчане собирают жестяные банки для изготовления окопных свечей — вот они-то действительно нужны. Порой бывают такие ситуации, что эту свечу и заменить нечем. Ещё собеседник рассказывал о проблеме с водой, о том, как выживают воины «на передке», о проблеме доставки им боеприпасов или продуктов.

Все эти сложности за три года никуда не делись, а кроме того, остаются и проблемы с вывозом раненых. Чтобы вынести с поля боя одного раненого, нужно четыре здоровых человека. А как им добраться до места его расположения?

Эвакуаторщики не штурмовики, но им бывает порой ещё сложнее, чем штурмовикам. Эти люди не менее героические, чем те, что берут позиции врага. «Ком» отметил, что так называемые «такелажники» или снабженцы тоже доблестные воины.  

Да, они не выполняют такие боевые задания, как штурмовики, но они тоже рискуют жизнью, чтобы доставить бойцам на передовой, например, еду, воду, медикаменты, патроны и многое другое. Одна и та же тропа не может быть безопасной всегда — сегодня ты прошёл по ней, а завтра враг её заминирует.

«Ком» говорит, что заминированных территорий в зоне проведения СВО очень много. Шаг в влево или вправо можно стоит конечности, а то и жизни. Помимо этого, в небе может висеть дрон, которого с земли не видно. Он может находиться там круглые сутки и наблюдать за территорией. И как только он заметит какое-то движение, то тут же начинается обстрел.

«Ком» рассказал, что для того, чтобы выжить «за ленточкой», и существует их отряд и другие подобные подразделения. Безусловно, есть люди, которые относятся к инструкторам не совсем положительно, но он уверен, что когда бойцы попадают в ситуации, которые не раз создавались на полигонах, а потом начинают вспоминать о том, что им говорили инструкторы, то тогда и понимают, кто помогает им спасти свою жизнь.