«Бизнес журнал» рассказал о том, как тульский завод стал лидером вместе с крупнейшей компанией на рынке проектирования

Липчанам рассказали о работе завода промышленной арматуры

icon 06/02/2025
icon 11:14

© ООО "Региональные новости"

ООО "Региональные новости"
Персона номера у «Бизнес-журнал. Центр» - Игорь Дьяков, генеральный директор Тульского завода промышленной арматуры. Это предприятие на рынке металлоконструкций не новичок, но последние несколько лет аббревиатура «ТЗПА» зазвучала по-новому.
 
EVRAZ STEEL BUILDING выбрал тульское производственное предприятие как лучшее в системе партнёрства с российскими заводами. «ТЗПА» — крупнейшая в регионе компания по производству арматуры для различных отраслей промышленности. Сегодня завод работает над расширением бизнеса, параллельно решая целый ряд задач. В интервью затронуты темы рыночной конъюнктуры, перспективных проектов, создания производства арматуры, удовлетворяющего самым жестким требованиям заказчиков и самым высоким стандартам качества.

— Производственные компании в диалогах о текущем положении дел чаще всего отмечают, что уход иностранных конкурентов сыграл им на руку, наступило время возможностей, согласны?

— Дело в том, что в производстве металлоконструкций западных конкурентов как таковых и не было. А в отношении проблем с поставкой оборудования у нас возникли сложности, как и у любого российского предприятия. Это касается и самого оборудования, и запчастей, особенно электронных плат. Наше оборудование достаточно дорогостоящее, один станок лазерной резки стоит порядка 40 млн рублей. Не секрет, некоторым компаниям вообще запрещено сотрудничать с Россией. Есть, конечно, определенные схемы через наши дружественные южные страны. Но есть и серьезные компании, которые, вопреки всем санкциям, продолжают работать с нашей страной, заявляя открыто: пока мое правительство не наденет мне на руки наручники, я буду поставлять и работать с Россией. Варианты есть. Единственное, ввиду текущей курсовой разницы сегодня очень большой ценовой разрыв от китайских производителей. Поэтому уход иностранного капитала на нас не сказался. Наоборот, приход китайских компаний может сказаться, они достаточно активно развиваются. Но опять же, они занимают ту часть рынка, которую наши производители «переварить» пока не в силах.

— К вопросу о масштабных стройках: за моей спиной стена с целой галереей из снимков, на которых запечатлены «стройки века». И на каждую «ТЗПА» поставлял свою продукцию?

— Да, поставлял и поставляет. Мы сотрудничаем с рядом промышленных гигантов, реализующих проекты национального уровня. Так, китайская компания СС7, интегрированная с PESCO, строит в России огромные объекты, перерабатывающие нефтегазовые комбинаты. В частности, мы сейчас поставляем наши металлоконструкции для «Балтийского химического комплекса» (БХК). Я туда лично выезжал и скажу: за свои 55 лет я многое видел, но это что-то грандиозное, похожее на БАМ. Сейчас эта интегрированная компания берет в производство объекты «Лукойла», и мы уже подсчитываем, сколько лимитов своих производственных площадей можем выделить на изготовление продукции для этих целей. Большая стройка разворачивается в Приморье на Дальнем Востоке, где возводят большой судостроительный комплекс в городе Большой Камень. Там задействовано много китайских генподрядчиков, и я также имел опыт поставки металлоконструкций для этого стратегически важного для Дальневосточного региона и отечественной судостроительной промышленности проекта. Также у нас в партнерах, помимо СС7 — PESCO, «РУСАЛЬЯНС», EVRAZ STEEL BUILDING, «Северстальстальные решения», достаточно крупные застройщики и другие компании.

Недавно мы осуществили мечту пермских строителей, специализирующихся на строительстве мостов и путепроводов, которые запланировали под Транссибирской магистралью сделать большие проездные тоннели. Мы поставили им порядка 2,5 тыс. тон металлоконструкций, они их монтировали, укрепляли тоннели во время прохождения всех поездов, а они идут практически без остановки. Очень интересный опыт и проект. В Туле, например, сотрудничаем с «АПК-холдингом», занимающимся строительством промышленных, торговых и специализированных зданий. Мы в целом свою корзину никогда не формируем под одного заказчика, минимум раскладываем на четыре корзины. Сейчас на российском рынке изготовления металлоконструкций большой спрос. Достойных производителей дефицит. Мы не говорим о каких-то гаражах, потому что требования к продукции крайне высокие.

— С соответствующим контролем качества металлопродукции? Сколько у вас точек контроля?

— Начнем с того, что все наши заказы — инспекторские, то есть проверяется каждый этап — от входа металлопроката от металлургических комбинатов, где мы перепроверяем металлопрокат на соответствие ГОСТам, подвергаем его дополнительным лабораторным исследованиям — до последующей тщательной проверки инспекторами всех последующих этапов: за готовки, сборки, сварки конструкций, обезжиривания и так далее до покраски и отгрузки. Согласовывается куча документов, и только после этого готовая конструкция или услуга уходит заказчику.

— Такой многоступенчатый контроль не зависит от того, куда и кому вы поставляете?

— Все основные и самые крупные наши партнёры в обязательном порядке на месте организуют инспекторский контроль, присылают своих высоко квалифицированных работников отдела качества и присутствуют на заводе. Но и в отношении других заказчиков процедура контроля не отличается. Мы это называем культурой производства, которую беспрекословно поддерживаем.

— Какова география вашей работы?

— Вся Россия. Сейчас, повторю, нет проблем с поиском заказов, есть определенные сложности с объемами изготовления.

— К вопросу о географии. Игорь Александрович, лично вы объехали полстраны, если не всю, прежде чем оказаться в Туле. Вы — уроженец Волгограда, и для вас, на первый взгляд, ничего не предвещало вхождения в этот бизнес?

— Возможно, но только на первый взгляд. Я с 14 лет трудился на Волгоградском моторном заводе, где работал мой отец. В Советском Союзе КЗоТ позволял работать с этого возраста, я даже официально платил налог на бездетность (улыбается). Помню, задавался вопросом, как так — жениться еще нельзя, а налог платить обязан? По сути, станки меня окружали с детства, но сфера интересов, как ни странно, этим не ограничивалась. После школы рассматривал поступление в Московский технологический институт, где экзамен должен был принимать сам Вячеслав Зайцев, он преподавал на кафедре моделирования одежды. Между абитуриентами ходили слухи: скажет Зайцев слово «осень», а ты должен целую тематическую коллекцию нарисовать. Но я хотел именно в производство, тем более его я видел изнутри, у старших товарищей уже были свои цеха. В итоге решил не поступать в институт, а пошел сразу на фабрику №5. Пятая швейная фабрика была единственной в Союзе, кому позволялось брать индивидуальные заказы на пошив одежды у иностранцев. Там я получил образование портного и ушел в армию. Вернулся и через какое-то время начал руководить цехами. Работали в две смены. Нашу одежду даже продавали в ГУМе и ЦУМе. Сырье привозили из Ирана и Сирии — там закупать было дешевле, ткани принимали фурами, а в отдельном цеху внедрили производство пользующихся в те времена большим спросом плиссированных юбок. Участвовали во все российских выставках и даже успели посотрудничать с бельгийским домом моды. Но кризис остановил производство, мы закрылись А дальше я попал в большое строительство. Тоже интересный опыт: возглавил строительную генподрядную организацию одного из крупнейших девелоперов Мы строили и жилые высотные дома, и гипермаркеты, и торговые центры, инженерные и военные объекты, футбольную чашу к Чемпионату мира по футболу. За это время воспитал работников, которые и продолжили дело. А три года назад судьба сначала привела меня в Тулу, а потом на «ТЗПА». Посмотрел завод, мне понравилась его энергия, люди. У меня есть понимание, как сделать его одним из лучших не только в Тульской области, но и в России. Сегодняшние ощутимые успехи завода — это полностью заслуга коллектива.

— В конце прошлого года EVRAZ STEEL BUILDING — крупнейшая компания на рынке проектирования, производства и строительства из металлоконструкций — отметила «ТЗПА» высокой наградой. Расскажите, за что?

— В ноябре «ТЗПА» стал финалистом премии «Стальная балка 2024» в номинации лучший завод. EVRAZ STEEL BUILDING сотрудничает с шестью десятками заводов по стране, и мы признаны лучшими в системе партнёрства EVRAZ. Это очень значимая награда, она, повторю, — заслуга всего коллектива. Награда учитывает различные параметры в совокупности: и качество, и сроки поставки, и объемы поставки, и даже отчётность. В нашем бизнесе приветствуется, а иногда требуется, чтобы заказчик, находясь за 10 тыс. км, мог чётко понимать, какая продукция какой этап проходит в эту минуту, где какая колонна находится: на сборке, сварке, отгрузке или отгружена. У нас все цифры визирует специализированная программа, присутствуют и определённые бумажные формы отчётности, которые мы доводим до клиентов по ВКС.

— Колебания цен на сырье повлияли на производственные процессы ряда предприятий. Столкнулись ли вы с проблемами с сырьем в целом?

— У нас стабильные поставщики, это федеральные металлопрокатчики, те же «Евраз», «Северсталь», достаточно крупные металлотрейдеры. Проблем по этой части у нас нет. Периодически возникают нестандартные задачи, но они больше творческого характера. Мы как-то к приезду главы «Газпрома» Алексея Миллера в ОЭЗ «Узловая» за ночь изготовили и отправили нестандартную конструкцию. На территории особой экономической зоны открывали предприятие по производству лопаток для газовых турбин. Заказ срочный, устанавливать конструкцию нужно завтра, а чертежи нам прислали другие. Мы так и назвали объект «Колонна Миллера».

— А вообще в работе вашей творчества хватает, или этот случай — исключение?

— Хватает однозначно. Когда собственным конструкторским бюро, которое у нас в штате, мы разрабатываем деталировочные чертежи, то прописываем каждый узел соединения, каждый болтик и гаечку. После технологический отдел начинает делать раскрой металлопроката из листа. На этом этапе и начинается творчество — нужно раскроить так, чтобы отходная часть была минимальной, потому что все это влияет на рентабельность производства. Наши специалисты на листе могут так разложить деталь, что от листа ничего не остается.

— Экономия — это особенность времени или ваш личный подход?

— Это в целом подход. Необходимо экономить, потому что металлопрокат в деловых отходах — это металлопрокат, который ты купил. В металлолом его отправлять нерационально, деловые отходы можно применить или в этом заказе, или в других конструкциях, или использовать путем стыковки. У нас есть норматив, который мы не превышаем. Творчества, словом, хватает.

— Гибкость подхода — основа уникальности вашей продукции?

— Уникальность — в самой продукции как таковой. Не каждое предприятие способно такое делать. Наши изделия сложны своей конфигурацией. Практически у всей продукции в штампе чертежей стоит «уникальный объект». У нас нет серийности конструкций, все они индивидуально спроектированные. Это проекты, начиная от стадионов и заканчивая серьезным строительством домен, где идет обвязка металлом, опоры для газопроводов. А к этим объектам предъявляются совсем другие требования. Каждая конструкция идет с уникальным порядковым номером. На сегодняшний момент в нашем регионе линии сварки балки такого размера нет.

Плюс лицензированная своя лаборатория неразрушающего контроля. У нас, повторю, достаточно жёсткий контроль. Инспектор осуществляет входной контроль здесь, на заводе, далее товар отправляется и на месте проходит еще один контроль. Вот такая формула позволяет достигать наивысших параметров качества, что не на словах, а на деле доказала награда «Евраза». За счет исполнения заказов в срок и их качества партнеры напрямую на нас выходят и спрашивают, сколько мощностей «ТЗПА» может под них выделить. На сегодняшний день мощность предприятия — тысяча тонн готовой продукции.

— Вы неоднократно в диалоге отмечали заслуги коллектива. Дефицит кадров, очевидно, вас коснулся. Но вопрос в том, что в вашем случае дефицит рабочих рук усугубляет дефицит «мозгов»?

— Проблемы с персоналом, конечно, присутствуют и на рынке, и у нас. Дефицит рабочих кадров наблюдается во всех отраслях. И это при достаточно конкурентной зарплате. Мы сейчас активно набираем сварщиков и сборщиков металлоконструкций. Зарплата — выше рынка: сварщик — от 90 тыс. руб., сборщик металлоконструкций — от 120 тыс. руб. Плюс существенный нефинансовый бонус в виде проживания, питания и в целом отличных условий работы и доброжелательного отношения руководства. Где-то удается привлечь сотрудников, с которыми ранее работал, где-то трудоустраиваем людей их других регионов. Что касается молодежи, то здесь мы готовы на многое, например, у нас внедрен институт наставничества, и все это без отрыва от производства. К нам можно прийти и хорошо заработать. Человек сразу понимает, сколько он будет получать и за что. Главное, чтобы было желание, остальному научим.

— Что касается, господдержки, вы в нее попадаете?

— Господдержка в нашем случае — это условия, предлагаемые Фондом развития промышленности (ФРП). Сегодняшняя история с достаточно высокой ключевой ставкой внесла свои коррективы, но экономика нашего предприятия выстроена таким образом, что мы не кредитуемся. Мы в любом случае пройдем этот путь, обусловленный текущей экономической конъюнктурой.

— Начало года — традиционное время для корректировки поставленных планов. Для «ТЗПА» планы на ближайшую перспективу понятны?

— Понимание, на каких объектах мы будем присутствовать в ближайшее время, есть. Все крупные проекты согласованы с заказчиками. Планы очень амбициозные и значимые для региона и страны в целом. Нам со своей стороны надо подтягивать оборудование, планировать строительство цехов, чтобы увеличивать выпуск продукции и закрыть задачи наших партнёров. У нас есть полная картины контрактации по наступившему году. Кроме того, уже обсуждаем с партнерами перспективы на 2026 год.

Автор Марина Труханова