Ровно 157 лет назад началась стройка старейшей магистрали, чей маршрут лежит через Липецкую область
157 лет назад началась стройка старейшей магистрали, затронувшей Липецкие земли
© Воронежский областной краеведческий музей
Строительство Козловско-Воронежской железной дороги началось 25 апреля 1867 года.
Концессией на ее строительство предусматривалось, что Земство Воронежской губернии обязуется образовать Общество для строительства за свой счет железной дороги от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа. Общество должно было устроить вдоль всей дороги электромагнитный телеграф для служебных нужд, но по требованию Министерства Почт и Телеграфов разрешить ему бесплатно навесить на столбы этой линии провода своего телеграфа.
Государство тогда признавало особую значимость железных дорог для народного хозяйства, уточняют «Бренды России». Стоимость транспортировки одного пуда груза на одну версту гужевым транспортом составляла 0,1 копейки, по железной дороге – 0,025 копейки. Новый вид транспорта оказывал серьезное влияние на обороноспособность страны, на возможности развития целых отраслей промышленности.
Первоначальные планы строительства Козловско-Воронежской линии в ходе работ претерпели некоторые изменения. Так, вначале предполагалось, что на дороге будет 7 станций. Фактически было построено 9 – дополнительно по одной между Козловом и Грязями (станция Никольская), а также между Усманью и Воронежем (станция Графская).
В эксплуатацию новая железная дорога была запущена 1 (13) февраля 1868 года.
В 1893 году в результате слияния двух крупных железнодорожных компаний Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской было организовано акционерное общество Юго-Восточных железных дорог.
Одна из старейших магистралей России проходит по территориям Липецкой, Воронежской, Белгородской, Волгоградской, Ростовской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Саратовской и Пензенской областей. Первой линией была - Рязанско-Козловская железная дорога.