На вопросы «Новости Липецка» отвечает руководитель управления федеральной антимонопольной службы Липецкой области Ирина Владимировна Поткина.

Какие особенности государственной политики по развитию конкуренции возникли с поправкой на вызовы нашего времени?

Развитие конкуренции - важнейший фактор экономического развития нашей страны. Реализация государственной политики по совершенствованию конкуренции является неотъемлемой составляющей экономической политики государства и всех уровней органов власти, в том числе и в текущий период.

Задачи Национального плана ("дорожной карты") по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы определяются целями обеспечения экономического роста и необходимостью преодоления барьеров, сдерживающих развитие российской экономики, и включают в себя, в том числе такие как:

- снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;

- обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью,

- замена мер государственного регулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования;

- развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар, в том числе создание в Российской Федерации отвечающего международным стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и других товарных деривативов, создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли ;

- цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования;

Возможно ли в сложившейся ситуации повысить эффективность деятельности биржевой торговли?

Биржевая торговля в рамках Национального плана развития конкуренции рассматривается как один из ключевых элементов повышения эффективности деятельности экономики. Это та мера, которая требует минимальных затрат с точки зрения организации процесса и одновременно способна дать максимальный результат. Биржевая торговля является системной мерой повышения эффективности функционирования экономики. Она позволяет решать разные задачи: от наведения порядка до обеспечения условий современного функционирования бизнеса.

Основная функция современной товарной биржи в любом национальной экономике - это функция ценообразования. Одновременное участие в биржевых торгах ничем не ограничиваемого числа продавцов и покупателей при полной анонимности ее участников обеспечивает реальную конкуренцию между ними и сводит к минимуму возможность сговора.

Это позволяет сформировать в ходе биржевых торгов объективные ценовые индикаторы, которые являются основой ценообразования на внебиржевом рынке и дают возможность производителям планировать свою хозяйственную деятельность и более эффективно управлять издержками своего производства. Кроме того, такие индикаторы могут служить основой для принятия государством соответствующих управленческих решений на данном рынке, ориентируясь на внутренний рынок.

Другая важная функция, выполняемая биржей - это предоставление возможности страхования ценовых рисков посредством осуществления биржевых операций с производными инструментами. Также биржевая торговля позволяет сократить многочисленных посредников, расширяя доступ к рынкам сбыта, при этом биржа обеспечивает высокий уровень гарантий выполнения обязательств по заключенным договорам.

В текущий период реализуются мероприятия, направленные на системное развитие организованных торгов на товарных рынках, включающий в себя в том числе механизмы формирования ключевых товарных позиций, установления рыночных цен на соответствующие группы товаров, стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов.      

Какие механизмы ценообразования внутреннего рынка можно назвать наиболее действенными?

Этот механизм при наличии полноценной конкуренции, со временем приводит стоимость на типовые услуги и товары к единому показателю у всех конкурентных компаний. Рыночная цена формируется под влиянием таких факторов как спрос, предложение, издержки производства.

Если говорить о подходах к анализу практик ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции, то в текущих экономических условиях ФАС России при анализе ценообразования отдает приоритет удовлетворению потребностей внутреннего рынка по сравнению с экспортными котировками при условии соблюдения принципов ответственного ценообразования исходя из следующего. Практика ценообразования на российские товары не может быть основана исключительно на зарубежных ценовых индикаторах, потому что может привести к необоснованному росту цен. Действовавшие ранее принципы экономического анализа практик ценообразования на предмет их соответствия закону, предусматривающие в ряде случаев определение обоснованности внутренних цен из соответствующих котировок на экспортных рынках, не применяются.

Какие проблемы в данном направлении работы характерны для Липецкой области, и каким образом Управление решает их?

Для обеспечения развитие биржевой торговли необходимо проводить разъяснительную работу, в частности, с сельхозтоваропроизводителями Липецкой области о выгодах реализации сельскохозяйственной продукции на бирже, а также консультации по механизму проведения торгов. Такие мероприятия по адвокатированию биржевой торговли на региональном уровне, проводились неоднократно управлением совместно с администрацией Липецкой области, поскольку проведение обучающих мероприятий для участников рынка агропродукции на предмет использования биржевого механизма реализации агропродукции, как одного из элементов сбытовой политики предприятия, способствует формированию биржевого рынка.

При возникновении необходимости анализа ценообразования на предмет их соответствия Закону о защите конкуренции управление отслеживает баланс спроса и предложения путем взаимодействия с органами исполнительной власти, через жалобы и заявления, а также запрос данных у самих компаний-производителей.



Николай Вальковский