На месте площади Петра лягушки квакали, по Калинина, Октябрьской ходили «корабли», а причал был на Пролетарской…
©

Родившиеся в советское время липчане помнят площадь Карла Маркса, которую в 90-х переименовали и дали ей имя основателю Липецка – Петра Великого, зеленым островком которую окружала трамвайная линия с остановочным павильоном. Место было не очень примечательным, хоть «Зеленхоз» и старался насадить его цветами, которые не всегда приживались. Мешала сырость. Спустя десятилетия площадь Петра – парадная, главная в городе, где проводятся официальные мероприятия, концерты в Дни города, фестивали. Место массовых гуляний горожан. Но даже сейчас, если ступить на оставшиеся местами островки зелени, то под ногами может захлюпать вода. Несмотря на десятилетия проведения осушения в этих местах, куда во время разливов доходило русло реки Воронеж, сырость, пусть уже и незначительная - сохраняется. Она как память о далеких временах, когда на этом месте стояло болото, которое подпитывала река Воронеж. Даже в недалекие советские времена Воронеж разливался аж до соседней площади Революции, затапливая все вокруг. Вся площадь Карла Маркса оказывалась под водой, и на ее месте оказывалось озеро. Сохранилось фото озера времен, когда строилась гостиница «Турист», середина 70-х. 
Строящаяся гостиница "Турист" в 70-х, и зимой 2022-го

А еще раньше, до Революции это место было и вовсе гиблым, несмотря на то, что примыкало вплотную к Торговой площади, с купеческими лавками, и где даже некогда стояла канцелярия Петра Первого. Такими же гиблыми, по пояс в грязи в осеннюю распутицу и весеннее половодье были и примыкающие к будущей площади Карла Маркса – Литаврина, Калинина, Октябрьская, носившие тогда названия Переслановка, Вокзальная, Площадная.
Жителям этих улиц приходилось несладко. Об этих улицах, о житье-бытье населяющих их оставил записки простой липецкий обыватель, ведший летопись времени в котором жил, и оставивший мемуары – Серафим Неверов. Тетрадка с его записями хранится в областном краеведческим музее и является бесценным свидетельством жизни дореволюционного Липецка. И так, предоставим слово Серафиму Неверову:
«Улица Вокзальная, теперь Литаврина, на месте, где кольцо трамвая (трамвайного кольца давно нет, на этом месте сейчас большое офисное здание, прим» НЛ») по обе стороны была канава со стоячей зеленой водой, тысячами лягушек разных размеров и пород, стаи комаров. Стока воды не было. Граничила с ул. Базарная, теперь первомайская, с ул. Площадная, теперь – Октябрьская. На этих улицах была такая же трясина и грязь. Только Первомайская в засушливое время подсыхала, по тротуару можно пройти к реке. Улица Площадная или Октябрьская получала не одно проклятие, как от человека, так и от скота. Как выглядела дорога этой улицы: в конце улицы деревянный мост, под мостом канава с плохим стоком воды в реку Воронеж. К мосту насыпалась крупная щебенка с обеих сторон, кроме того, насыпался крупный камень. Крестьяне идут в город на базар, проезжая мост, видят вроде бы дальше дорога хорошая, можно поближе проехать на базар. Только хорошая дорога – на малое расстояние, примерно метров на 60. А дальше Октябрьской поперек дороги котлованы стояли с жижей. И вот, бедные лошади по грудь проваливались в трясину, и были случаи, остается одна голова, в конце концов лошадь погибает….
«Здесь мореходство еще хуже» - как корабли ходили по улице Переслановка – Калинина
Интересно, что и сто лет спустя, даже больше, проблема улиц Калинина, Радиаторная, все еще в повестке дня. Этот район в XXI «добивают», в хорошем смысле слова. Снесены многие дома, проведены работы по осушению почвы, и стоят здесь уже высотки ЖК «Солнечный» и «Калининский». Но дома частного сектора еще остались. Ежегодно их обещают снести.




А между тем, местность эта повидала много ужасов неустроенности, где на бросовых, не пригодных землях строилась беднота. Сто и более лет назад весной всю Переслановку-Калинина, нынешнюю Радиаторную, часть Октябрьской (всю нижнюю часть) заливало талыми водами и разлившимся Воронежем
Серафим Неверов пишет: «Пройти дальше от угла Октябрьской по направлению к Калинина и захватывая ул. Литаврина, здесь мореходство еще хуже. По обеим сторонам домов прорыты канавы, но на самом деле это только вид один канавы. Земля осыпалась и вода опять пройти не могла. А посреди улицы опять образовывался затон со стоячей зеленой водой , с лягушками, комарами.
Положение жителей близлежащих домов было не человеческое. Прежде чем выходить из дома летом – надевай сапоги. В галошах не пройти. Улица Калинина, тогда она называлась Переслановка, это живой мост покрытый зеленой травой с приманкой цветов. Желтые, голубые лилии – но не сорвешь. Подходит март-месяц и начинается горе бесполезного труда и забот: куда переправить корову, свинью на время половодья. Начинается таяние снега и первый удар принимает Переслановка, куда идет канава центральная от Комсомольского пруда (в прежние времена носящего название «Пруд Петра I», Верхний, Липовский, прим. «НЛ»). Стены канавы огорожены камнем до радиаторного завода, а дальше, где канава не имеет никаких стен -властвует вода...».
И вода врывалась на Переслановку - Калинина. Размывала неоштукатуренные дома, в доме разваливала печку, мочила скудную мебель.
«…Хозяин семью эвакуировал а сам остается дежурить с печью. Окна открыты и пароход (плот или лодка, прим «НЛ») стоит у окна в ожидании капитана. А капитан дремлет, ждет рассвета и думает – не утоп ли мой корабль. Хозяин знает, что он гнилой и непременно сядет наполненный водой. И правда, не ошибся, надо выкачивать воду. Берет ручной мотор, ведро, и пошел тренироваться… Время завтрака, надо путь держать на соседнюю улицу Вокзальную, причаливать к порту, а там один к одному прибывают такие же капитаны на стоянку, в ожидании приноса хозяйки завтрака…»
Так эвакуированные домочадцы кормили мужей, остававшихся на время половодья охранять имущество.

Остановка трамвая "Литаврина" и современное фото этого же места. Где-то здесь был причал для "кораблей" Переслановки


Липецкие корабли
«Эти корабли имели особый вид. Вместо весел - деревянная лопата, или березовая оглобля. Спросите, почему капитаны не покидали своих кораблей? Дело в том, что сундуки и всякая домашняя утварь находилась на чердаках и нужен был надзор ежеминутный. Вода прибывала ежечасно. Такое же положение было и на Вокзальной улице (Литаврина, прим «НЛ»). Там тоже работали такие капитаны. А в конце Октябрьской – там свой флот работает... Эта картина продолжается долго, почти месяц, вода 13 дней прибывает, 13 дней убывает. Капитаны этих улиц досконально знали закон природы…. И вот вода покидает дома до будущего года, и что остается: снаружи фундамент у дома упал, развалился, внутри штукатурка отвалилась, печь размыло, полы покоробились, или подняло совсем с переруба. Глубина воды более метра, а то и два. У людей праздник, Пасха, а они на чужбине , живут в сараях с детьми, со стариками… Что происходило летом в их домах? На улице жара, в домах тех ужасный холод. Полы и стены всегда мокрые, они не могут просохнуть, под ними вода, запах в домах ужасный, тяжелый, гнилоболотный. Вот в таких условиях жили старики, дети», - пишет Серафим Неверов.
Липчанки-узелочницы
Даже не верится, но рядом с этим районом – сплошной катастрофой располагалась главная жемчужина Липецка – Нижний парк, или Английский сад – так он назывался в старину. От улиц Переслановка, Вокзальная, Площадная, то есть Калинина, Литаврина, Октябрьская, через нынешнюю площадь Петра, на месте которой была трясина-болото, рукой подать - Нижний парк. И девушки с описываемых улиц всегда ходили гулять в парк с узелками.

«Для нас, ребят, всегда было непонятно, почему они ходят в парк с таким багажом, когда в то время модно было носить маленькие кожаные сумочки. В последствии выяснилось, оказывается в этих узелках были старые туфли и чулки. Это они из дома выходили в старом убранстве а переобувались недалеко от кинотеатра «Октябрь» (синематограф «Унион»), потому, что из дома они не могут выйти и пройти по сухому мусту -кругом грязь и вода. Вот такими были их молодые годы. Девушки чувствовали себя униженными, парни посмеивались над ними: «Вот, пришли с мочежины…», вспоминал в своих записях горожанин Неверов.

"Унион", возле которого переодевались в чистое перед прогулками в Нижнем парке девушки с "мочежины" - Переслановки
По воспоминаниям Неверова, в 1928 году, уже при советской власти, во время индустриализации, в этом районе начались мелиоративные работы, канавы расчистили и местность осушили, установили сточные трубы, всю воду направили в реку Воронеж.
«Первомайскую начали мостить булыжником, а радиаторный завод стал засыпать все котлованы отработанным песком и другими отходами металлургического производства. Дороги и тротуары высоко подняли по улицам Октябрьская, Калинина и Литаврина. Люди увидели свет, воздух стал другой, сырость пропала, дома перестроили – облик стал иным. А в настоящее время в этом районе дороги, тротуары асфальтированы, сотни тысяч машин проходят. Когда-то имело русло река Воронеж, а теперь на этом месте стоят громадные здания со строящимся институтом, гостиница «Динамо», и другие спортивные сооружения. Когда-то было болото, Советская власть преобразила в хороший вид», - завершил рассказ Серафим Неверов.
Впрочем, преобразила советская власть Радиаторную, или ту же Калинина-Переслановку все же не до конца. Бедные домишки остались там до сих пор. А рядом, контрастом – новостройки жилых комплексов. Там комфорт, а на Радиаторной бараки на несколько семей и коллективный туалет на всех – на улице, и вода там же, из колонок.
И, как оказалось, улицы до сих пор подтапливает. Местный житель Владимир Колабухов рассказал, что сильный потоп был в 2015-2016 годах. При возведении новостроек засыпали один из отводных каналов, и вода вышла на улицы как встарь.


Сейчас зима, снежная в нынешнем году как никогда. Калинина и Радиаторная завалены снегом. Каким будет весна? Не поплывет ли Переслановка снова? А пока здесь белым-бело, атмосферно.





Сейчас в Липецке обсуждается очередной Генплан. Древние Радиаторная и Калинина стоят в плане реновации. Но Генплан рассчитан до 2042-го года. Доживут ли жители этих улиц до реновации? Местный житель Владимир Колабухов не уверен, говорит, сколько было встреч с властями – не счесть. Но, и толку ноль. Пока же Переслановка остается достопримечательностью для краеведов, живым свидетелем истории Липецка.



Евгений Федерякин
Старые фото предоставлены администратором группы "Липецк вчера, сегодня, завтра" соцсети "Одноклассники" Александром Знаменщиковым