Что делать, если малыш не торопится говорить? В каком случае стоит обратиться к специалисту, а в каком – просто набраться терпения? О развитии речи детей журналист «Новости Липецка» поговорил с опытным логопедом-дефектологом Натальей Александровной Иванниковой.
Позднее овладение речью
- «Действительно, современные дети начинают говорить позже. Это факт, давно признанный и врачами, и педагогами. Существует несколько версий, но все они относятся к разряду предположений и ни одну из них нельзя считать доказанной или научно обоснованной. Малыши с момента рождения попадают в перенасыщенную звуками среду: как правило, в доме постоянно работает телевизор, звучит музыка, кто-то разговаривает по телефону. Фоновый шум забивает центры восприятия. Чтобы освоиться и разобраться, малышу требуется больше времени».
Гаджеты
- «Во времена СССР считалось, что детям до 3 лет нельзя смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день. Современные дети зависают в гаджетах чуть ли не с рождения, и это время, как правило, не контролируется. Иногда гаджеты дают ребенку сами родители, ведь там так много «развивающих программ» для детей в возрасте 0+. Хотя специалисты по-прежнему считают, что детям (во всяком случае, до 2 лет) синие экраны противопоказаны: ребенок должен слышать «живую» речь, видеть движения губ и эмоции, которые возникают на лице говорящего».
Сложные беременность и роды
- «Не секрет, что идеально протекающая беременность в наше время – редкость. Современные мамы работают (а значит, устают, нервничают и т. д.) вплоть до схваток. К задержке становления речи могут приводить неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, родовые травмы, асфиксия в родах и даже ранний перевод на искусственное вскармливание».
Двуязычная обстановка
- «В семьях, где разговаривают на двух языках, дети начинают говорить позже. Освоить два языка ребенку тяжелее, чем один. Зато, когда малыш заговорит, он будет общаться с каждым на его языке: например, с папой – по-английски, а с мамой – по-русски».
Частые перемены
- «Много путешествуете с ребенком? Часто меняете место жительства? У малыша за полгода сменилось три няни или два детских сада? Имейте в виду: на время привыкания к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается».
Про наследственность
- «Также на задержку речевого развития может влиять наследственность. Если кто-то из родителей заговорил позже, есть большая вероятность, что ребенок пойдет по вашим стопам».
Предел терпения
- «Что делать, если ребенок упорно молчит? Самая большая ошибка – это пассивно ждать, когда он заговорит самостоятельно. Специалисты считают, что простая фразовая речь («давай играть», «пойдем гулять») должна возникнуть к полутора-двум годам. С 2 до 3 лет в речи ребенка обычно расширяется активный словарный запас, появляются двусоставные предложения. Первое плановое обследование у логопеда все дети проходят в два года. Если родителей что-то беспокоит, лучше обратиться к специалисту раньше. Самый тревожный симптом, который должен заставить немедленно пройти обследование, - отсутствие реакции на голос родителей. В идеале малыш должен оборачиваться на любой звук. Если этого не происходит, возможно, имеются проблемы со слухом или психические нарушения. Предел родительского терпения должен наступить в районе трех лет. Если ребенок до этого времени не заговорит, нужно принимать меры».
Что делать?
1. Больше общайтесь с ребенком. У разговорчивых родителей дети редко страдают задержкой речевого развития. На первом этапе не требуется никаких специальных приемов. Просто комментируйте все происходящее и поясняйте ребенку свои действия: «На улице шум. Наверное, поднялся сильный ветер. Сейчас включу чайник и заварю чай».
2. Не дергайте ребенка, заставляя повторять слова: в доме должна быть спокойная доброжелательная атмосфера.
3. Читайте вместе как можно больше, чаще и с выражением. Следите за реакцией малыша. Если книга ему не интересна, отложите и возьмите другую. Это способствует накоплению словарного запаса.
4. Делайте логопедический массаж: ненавязчиво, мягкими движениями массируйте ребенку область артикуляции (щеки, губы, язык). Научите его подтягивать язычок наверх Это помогает разрабатывать мышцы языка и уздечки (подъязычную и две подгубные).
5. Не бойтесь лекарств. Иногда консервативных мер оказывается недостаточно и приходится подключать лекарственную терапию. Есть специальные препараты, которые активизируют деятельность речевых зон.
Результаты работы
- «Каждый случай индивидуален. Все дети разные и нарушения у всех разные. Кому-то достаточно нескольких занятий, а кому-то нужно много месяцев для достижения результата. Для того чтобы эти самые результаты были я работаю не только с ребенком, но и с родителями, обучаю их. Это очень важно, ведь с педагогом малыш встречается пару раз в неделю, а с мамой он находится 24/7. И от того, насколько ответственно родитель отнесется к выполнению домашних заданий и рекомендаций, зависит немалая часть успеха. Самое большое счастье в работе для меня – это успехи малыша и счастливые глаза родителей. Особенно приятно наблюдать динамику, когда ребенок пришел неговорящим, а через полгода слышать, как он произносит фразы и предложения».
Про взрослых
- «Помощь логопеда требуется не только малышам, но и школьникам. Часто учащиеся сталкиваются с трудностями в овладении чтением (это дислексия) или письменной речью (дисграфия). Если ваш ребенок часто приносит плохие оценки, если вам жалуются учителя, то необходимо обратиться к логопеду-дефектологу за помощью. После определенных обследований я подбираю нужную методику и начинаю работать с ребенком. Результаты от такой работы самые замечетельные. Ведь обычные репититоры не могут помочь детям-логопатам. Также бытует мнение, что помощь логопеда- дефектолога нужна только детям и подросткам, но это далеко не так. Почти половина обратившихся пациентов ко мне – это взрослые люди. Многие обращаются с жалобами на свою дикцию, на неправильное произношение звуков, у некоторых людей логоневроз, паркинсон, постинсультные состояния, посттравматические, когда у человека случается потеря речи. Во всех этих случаях необходима помощь опытного логопеда-дефектолога».