Госдума в первом чтении приняла поправки в закон «О рекламе». Он подразумевает появление в России единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений и уход с рынка всех остальных.

18 июля этого года Государственная Дума поправки в закон «О рекламе», который подразумевает появление в России единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Законопроект внес депутат-единоросс Артем Кирьянов.

Такой оператор необходим, для того, чтобы, как пишет РБК, «нивелировать последствия ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств» и защитить национальные интересы «в связи с рисками распространения недостоверной информации». Такими угрозами, как считает автор законопроекта, могут быть кибератаки и просто хулиганские действия».

Если закон пройдет все чтения, то размещать рекламу на цифровых экранах можно будет только через «информационный ресурс размещения информации» у единого оператора, который может еще и осуществлять предпринимательскую деятельность, например, размещать на землях, являющихся государственной собственностью безо всяких торгов свои цифровые конструкции, размещать рекламу на муниципальном и государственном транспорте. Но он же будет нести и всю ответственность за публикуемые объявления. Как только закон вступит в силу и начнет действовать единый оператор, все остальные обязаны будут прекратить свою деятельность.

В Липецке, например,  билборды, в том числе цифровые, размещенные на государственных и муниципальных землях принадлежат казенному учреждению «Городской центр рекламы». Как рассказали «Новостям Липецка» в мэрии города, конкурсы на размещение наружной рекламы в Липецке проходят ежегодно. Договоры заключаются на разные сроки – на 6 лет (статичная картинка) или на 10 лет (видеоэкран). Последние торги были в марте этого года – проторговано 67 мест под установку щитов 6х3 метра. В бюджет поступило более 21 млн рублей. До конца года планируется поступление еще порядка 10 млн рублей, в том числе за счёт расчетов по заключенным ранее договорам.

Всего за последние 5 лет в городской бюджет поступило более 100 млн рублей. В том числе: в 2018 году – 29,2 млн рублей, в 2019 году – 26,3 млн рублей, в 2020 году – 14,3 млн рублей, в 2021 году – 10,6 млн рублей.

Снижение поступлений в 2020-2021 годах обусловлено ситуацией с пандемией коронавируса и решением убрать часть рекламных щитов, нарушающих архитектурный облик города. В этом году стоимость рекламного места была увеличена на основании предложений от участников рынка.

То есть, при появление некоего федерального единого оператора, тот же Липецк лишится в среднем 20 миллионов рублей в год.

Пострадают не только муниципалитеты. Эксперты говорят, что обанкротятся многие игроки рекламной отрасли.

В связи с этим 60 операторов рекламы направили главе Правительства Мишустину, председателю Госдумы Володину, профильным чиновникам письмо. Как сообщает Газета.ру, «единый оператор сможет устанавливать цифровые рекламные конструкции на всех ключевых локациях в каждом субъекте федерации и ставить монопольно высокую цену за размещение рекламы. Таким образом, будут ликвидированы 90% федеральных и локальных участников рынка наружной рекламы, потеряют работу 150 тыс. высококвалифицированных специалистов. В текущей ситуации закредитованность этих компаний составляет более 15 млрд руб. Источников для обслуживания и погашения этих долгов не будет».

Но, впереди еще два чтения,  выводы, которые должна сделать Федеральная антимонопольная служба. До 13 августа к поправкам в закон «О рекламе», депутаты готовят еще целый ряд поправок. Также депутаты решили провести публичные слушания. Председатель Госдумы уже успокоил игроков рекламного рынка, что пугающие их поправки всего лишь – в первом чтении. Ко второму чтению, по словам Володина, поправки будут выглядеть уже по иному, не задевать интересов предпринимателей и муниципалитетов.