Губернатор Липецкой области занял 58 место в национальном рейтинге глав регионов

icon 28/12/2021
icon 09:42
Главная новость
Губернатор Липецкой области занял 58 место в национальном рейтинге глав регионов

Автор:

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал итоговое за 2021 год исследование, посвященное оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

 

Традиционно, рейтинг разделен на три группы губернаторов. Первая группа состоит из ТОП-25, вторая – 35 середнячков, и третья – 25 худших глав. 

Липецкий губернатор Игорь Артамонов попал в группу середнячков. Но в ней он третий с конца, то есть – 58. 

Напомним, чуть ранее был обнародован Национальный рейтинг мэров. В нем мэр Липецка Евгения Уваркина заняла 22 место, ухудшив свои прежние позиции 

Политолог Александр Скиперских так прокомментировал занимаемое Артамоновым место в Национальном рейтинге: «Глава Липецкой области Игорь Артамонов за время пребывания на своей должности постепенно нашёл оптимальный язык диалога с федеральной властью, региональными элитами и обществом. 

Если ещё пару лет назад губернатор мог каким-нибудь неловким сравнением или мимолётной фигурой речи вызвать к себе широкое общественное внимание и даже войти в федеральный информационный дискурс, то сегодня это уже выглядит для него совершенно непозволительной роскошью. Раздражение неловкими тирадами главы региона со стороны общества сегодня в лучшем случае сменяется спокойствием или безучастностью. Выделяться в среде российских губернаторов – это значит постоянно быть в фокусе, в тренде, постоянно эпатировать, балансируя на грани ненависти и всеобщего обожания – у липецкого губернатора, кажется, для этого уже нет ни возможностей, ни стремления.  

2021 год сложно назвать позитивным, как для Игоря Артамонова в частности, так и жителей для Липецкой области в целом. Успехи главы региона могли бы связываться с важными инфраструктурными проектами, появлением новых резидентов в ОЭЗ, открытием школ, детских садов, ФАПов. Но нынешняя реальность такова, что всё вышеперечисленное начинает предельно рутинизироваться, потому что относится к прямой функции власти. Тем самым проекты «сверху» уступают место проблемам, которые актуализируются для обывателя здесь и сейчас. На первый план выходят вопросы элементарного выживания: проблемы изношенных коммуникаций, состояние дорог и качество работы общественного транспорта, быстрая и качественная медицинская помощь, быстрый доступ к инфраструктуре, ощущение себя полноценным человеком. Кажется, Игорь Артамонов пытается искренне разобраться в подобных вопросах, но их количество умножается со скоростью снежного кома.   

Равно как и любой другой субъект РФ, Липецкая область находится в чётком контексте федеральной политики. Все проблемы, переживаемые государством, в полной мере экстраполируются на каждый субъект Федерации, и думать, что кому-то из глав регионов получается всегда выходить «сухим из воды», было бы большой ошибкой. Отсюда – странно видеть примеры якобы «успешных» губернаторов – соседей, демонстрирующих большую вовлечённость в судьбу вверенного им региона. 

Воспринимать политический курс Игоря Артамонова как некое самостийное и оригинальное явление было бы крайне опрометчиво. Чёткое понимание того, что необходимо Кремлю, наращенный за период губернаторства политический опыт на данный момент позволяют И. Артамонову избегать каких-то сложных моментов и понимать тот язык, на котором говорят в высших эшелонах власти. В Липецкую область часто наносят визиты представители политического суперкласса – министры правительства РФ, полномочный представитель Президента РФ. Понятно, что оптика рядового обывателя не позволяет ему увидеть в данных примерах трудную работу государственной машины. Но у этих визитов есть своя логика, приносящая в регион необходимые средства из Центра. 

Вместе с тем, несмотря на отсутствие видимых шероховатостей в отношениях с Центром у главы региона, следует отметить, что какие-то ситуации подтверждают их наличие.  Показателен кейс накануне сентябрьских выборов в Госдуму ФС РФ, когда И. Артамонову не удалось провести в парламент Дмитрия Аверова, который выиграл праймериз «Единой России». Лоббистские возможности липецкого губернатора оказались менее значительными по сравнению с возможностями ОАО «НЛМК», сделавшего ставку на кандидатуру Михаила Тарасенко, который и стал в итоге депутатом Госдумы. Потом последовала странная история с назначением Д. Аверова в Совет Федерации, которая не принесла результата. Всё это со стороны смотрелось как постепенные мини-уступки И. Артамонова влиятельным акторам, более искушённым в драматических коллизиях федеральной политики. 

Наконец, сложно назвать позитивными для липецкого губернатора и итоги выборов в региональный парламент, в который прошла достаточно сильная группа КПРФ. Липецкие коммунисты практически полностью выиграли округа в самом Липецке, что для И. Артамонова может являться достаточно серьёзной проблемой. В частности, это заметно уже сейчас, когда в вопросах разъяснительной работы коммунисты значительно опережают официальную администрацию, играя на негативных настроениях по поводу вакцинации и введения QR-кодов. Определённым образом разогрета в регионе и история со строительством мусорного полигона в районе станции Патриаршая. Региональное отделение КПРФ становится для власти серьёзным раздражителем, вовремя перехватывая критическую повестку и усиливая свою позицию в последующих торгах и договорённостях с властью. 

Реальной проблемой И. Артамонова становится кадровый голод. Скамейка запасных у губернатора не оказалась настолько длинной, чтобы справляться с текущими перемещениями региональной бюрократии без поддержки местных элит. Показательно назначение на важные позиции представителей семьи влиятельного промышленника из Лебедяни Александра Кремнёва, что вызывает сомнения в неангажированности процедуры элитного строительства в регионе. Заметно, что И. Артамонов делает ставку на молодых чиновников в возрасте 35+, технократично ориентированных, и это посылает недвусмысленный сигнал главам муниципалитетов, публичный капитал которых был сформирован ещё в период правления Олега Королёва. 

Очень сильный резонанс в регионе имела история с прекращением срока действия транспортных карт. На них у липчан «зависла» какая-то астрономическая сумма – что-то более 100 млн руб. После долгих переговоров вроде бы ситуация разрешилась, и губернатор пообещал потерпевшим липчанам, что старые транспортные карты могут действовать и после 15 декабря 2021 года. Для общества, постоянно ощущающего усыхание собственного бюджета, история с транспортными картами воспринимается как попытка залезть в его собственный карман. 

Предельно критически в обществе воспринимается ситуация с введением QR-кодов, с разрешительной и запретительной политикой власти в истории с COVID-19. Как и во многих других субъектах РФ, непонятна логика легитимации публичных мероприятий. Наряду с запретами на проведение каких-то мероприятий, власть даёт зелёный свет на проведение других подобных. Власть находится в ситуации, когда бывает необходимо принимать законы и постановления, которые зачастую противоречат прежним декларациям. Скорость маневрирования в данном поле настолько высока, что власть сама не успевает за собой. Безусловно, такая реальность не способствует расширению легитимности новой команды главы региона, равно как и избранного в сентябре депутатского корпуса. 

Наконец, резкое повышение цен на продукты, топливо, тарифы ЖКХ, проезд в общественном транспорте настолько выматывают население, что отчуждение между ним и властью только усиливается. Липецкий губернатор волей-неволей оказывается заложником подобной ситуации и в глазах липчан разделяет ответственность за ухудшение качества жизни и сокращение экономических свобод». 

Лучшим главой признан мэр города федерального значения Москвы Сергей Собянин. Вторым – губернатор Московской области Андрей Воробьев, третьим – губернатор Ленинградской области  Александр Дрозденко. Как говорится – без неожиданностей.

 Худшими признаны – глава Бурятии Алексей Цыденов, губернатор Орловской области Андрей Клычков, глава Хакассии Валентин Коновалов.