Искусственный интеллект успешно внедряется в здравоохранение Липецкой области
Искусственный интеллект успешно внедряется в здравоохранение Липецкой области
© Нейросеть Регина/Николай Вальковский
Внедрение искусственного интеллекта в систему здравоохранения Липецкой области демонстрирует высокую эффективность. Основные результаты включают сокращение времени на диагностику, выявление заболеваний на ранних стадиях и снижение нагрузки на врачей.
В 2024 году во всех взрослых поликлиниках региона внедрили цифровой помощник врача «ТОП-3», разработанный совместно СберМедИИ (входит в индустрию здоровья Сбера), Лабораторией искусственного интеллекта Сбербанка и Правительством Москвы. Уже сегодня сервисом пользуются 1166 врачей – это все терапевты, врачи общей практики и участковые терапевты 31 поликлиники региона. Сервис интегрирован с МИС Липецкой области, что делает его максимально удобным в использовании.
«ТОП-3» предлагает терапевтам и врачам общей практики три наиболее вероятных предварительных диагноза на основе жалоб пациента. Цифровой помощник врача разрабатывался в соответствии с официальными клиническими протоколами при участии московских врачей-экспертов. Был определён перечень наиболее вероятных заболеваний в виде кодов по международной классификации болезней (МКБ-10). Полученный список покрыл около 95% от наиболее часто ставящихся предварительных диагнозов. Алгоритм доказал свою эффективность и безопасность для пациентов в ходе масштабного эксперимента по использованию инновационных технологий в системе здравоохранения Москвы, а сегодня широко используется в регионах страны.
Кроме того, Липецкая область стала первым после столицы регионом, в котором начали пилотировать диагностического ассистента AIDA (AI Diagnostic Assistant). Решение на базе искусственного интеллекта, разработанное совместно СберМедИИ, Лабораторией искусственного интеллекта Сбербанка и Правительством Москвы, анализирует данные электронной медицинской карты пациента (ЭМК) за последние два года, включая дату приема, жалобы и анамнез пациента, историю болезни, результаты первичного осмотра, лабораторных и инструментальных исследований и обеспечивает второе мнение для врача при постановке заключительного диагноза. Точность работы сервиса на базе искусственного интеллекта составляет выше 80%, по ряду диагнозов он превышает уже 90%.
Дмитрий Домарев, генеральный директор СберМедИИ:
«Цифровой помощник врача «ТОП-3» анализирует жалобы пациента на первичном приеме и предлагает три наиболее вероятных диагноза из 265 групп диагнозов. Сервис уже используется в более чем 15 регионах страны. Прежде чем получить регистрационное удостоверение и внедрять модель в повседневную врачебную практику она была проверена врачами-экспертами. Результаты исследований показывают, что «ТОП-3» справляется со своей задачей и ставит релевантные диагнозы на основании жалоб. Диагностический ассистент AIDA – это следующий шаг в цифровизации поликлинического звена, который позволяет получить независимое мнение искусственного интеллекта при постановке основного диагноза. При этом конечное решение по дообследованию и лечению пациентов всегда остаётся за врачом. Использование ИИ-сервисов позволяет сократить время на выполнение рутинных задач, повышает точность постановки диагнозов, уровень удовлетворенности пациентов, качество и продолжительность жизни».
Ольга Белоглазова, заместитель губернатора Липецкой области:
«Мы активно внедряем новые технологии в систему здравоохранения Липецкой области. Цифровой помощник врача «ТОП-3» появился во всех взрослых поликлиниках региона. Мы решили задействовать искусственный интеллект для помощи нашим специалистам, и система уже показала себя как точный и удобный ассистент, помогающий поставить предварительные диагнозы. Уверена, сервис станет хорошим подспорьем для врачей, сделав этот процесс более эффективным, – а значит, позволит улучшить качество оказания медицинских услуг в целом».
Анна Маркова, начальник управления здравоохранения Липецкой области:
«Одно из главных достоинств цифрового помощника врача кроется в экономии такого важного ресурса, как время. Благодаря совместной работе искусственного интеллекта и врача на первичном приёме направить пациента на диагностику и начать лечение удаётся быстрее. При этом эффективность постановки диагноза становится выше, что положительно влияет на качество оказания медицинской помощи в Липецкой области».
Алексей Колчин, управляющий Липецким отделением Сбербанка:
«Цифровое решение мало внедрить – нужно получать подтверждение его эффективной работы. Нас радуют первые результаты работы нашего цифрового помощника. Несмотря на то, что сервис «ТОП-3» и диагностический ассистент AIDA появились в поликлиниках Липецка сравнительно недавно, терапевты и врачи общей практики уже прибегают к их помощи. Уверен, что эта положительная практика повысит качество медицинских услуг».