Молочные реки и чёрные берега: липецкий фермер каждый день вытягивает трактором свой молоковоз из бездорожья

icon 10/04/2022
icon 17:51

Дороги в деревне Апухтино Задонского района Липецкой области не было ни при царе Горохе, ни в СССР, ни при нынешней власти.

Это, казалось бы, обычная для российской глубинки ситуация, необычна тем, что в селе расположена небольшая ферма, которая ежедневно снабжает производителей молочной продукции из Ельца и Липецка. Проще говоря: тысячи горожан кушают продукты из натурального молока, не подозревая, какой путь проделывает это полезное сырье, прежде, чем доберётся до сухого асфальта.

Простой российский фермер Арман Авалян можно сказать, на своём горбу, а точнее, на тракторе, тащит свой молоковоз на сушу из непролазной грязи.

Сын офицера Советской армии, с опытом жизни в Восточной Германии и почти безоблачной Армении, не привык отступать перед трудностями.

На Липецкой земле семья поселилась в начале 90-х, когда, после чёткой и аккуратной жизни в военном гарнизоне Западной группы войск в ГДР, семья Армана вернулась в советскую Армению, доживавшую последние годы в составе СССР.

«Если честно, мы были не в восторге от увиденного на Родине: безработица, кумовство, какие-то не самые подходящие отношения для развития бизнеса. Отец принял решение переехать в Россию. В Липецкой области у него были знакомые, так мы и обосновались здесь, в Задонском районе, в 1997 году», - рассказывает Арман.

С тех пор, он создал семью, можно сказать, вырастил старших детей, сменил несколько мест работы, но желание обзавестись своим хозяйством на плодородных липецких землях оставалось у Армана одним из самых заветных.

Сначала попробовал держать телят вместе с отцом, потом барашков, а в 2015 году дело дошло до собственной молочной фермы. Сегодня в крестьянском хозяйстве Аваляна 120 голов крупного рогатого скота, более 70 коров – дойные.

К своей работе сельский труженик относится серьёзно – не сразу сформировал группу помощников, прошёл через определённые испытания.

В прошлом году, осенью, в коровнике случился пожар. Животным удалось вовремя покинуть горящее помещение. Тем не менее, зданию и оборудованию был причинён значительный ущерб. У Армана, чуть было не опустились руки. Зима на носу, а помещение выгорело!

Однако родственники и знакомые не бросили кормильца. Буквально за две недели в коровнике был произведён ремонт, и он стал краше прежнего. Зиму бурёнки пережили без потерь.

Главной проблемой жителей деревни Апухтино остаётся дорога. Людей здесь немного, около 5 домов с постоянно проживающими жителями.

Апухтино находится в стороне от оживлённых – Миролюбовки и Болховского, которые стоят прямо на дублёре федеральной трассы М-4 и не страдают от жилищно-коммунальных проблем. В Апухтино от трассы ехать чуть более километра через шикарный липецкий чернозём. Главные проблемы начинаются метров за 300 до деревни, где дорога уходит в низину.

«Сыро тут практически круглый год, за исключением двух-трёх летних месяцев. В остальное время крайне сложно», - рассказывает Арман. Неравнодушный фермер всегда был обеспокоен бездорожьем. Писал об этом прежнему губернатору и его заместителю несколько раз. Одно письмо отправил на имя президента Владимира Путина. Вся переписка, в итоге, оседала у непосредственных исполнителей и ровным счётом ничего не делалось.

«Уже второй год хочу напроситься к новому губернатору на приём. С ним ещё лично не знаком, к сожалению, но как-то всё откладываю, понимая, что у него тоже проблемных вопросов и без меня навалом», - рассуждает Арман.

При этом, фермер не ведёт себя, как «халявщик». На свои собственные деньги он регулярно покупает щебёнку и битый кирпич. Потратил, в общей сложности, более 200 тысяч рублей на это, но результатов практически не заметно – почти весь камень уже проглотил ненасытный влажный чернозём.

«Один я дорогу не вытяну. У меня таких доходов нет. У жителей села – тем более. Если, конечно, власти региона нам хоть немного помогут, будет замечательно! Хоть щебёнкой, хоть песком, об асфальте мы и не мечтаем даже. Ведь мы не бесполезная деревня. Развиваемся год от года и не похоронили надежду на светлое будущее», - рассуждает Арман Авалян.