Целая эпоха: Юрия Гришко не стало 8 декабря семь лет назад

Целая эпоха: Юрия Гришко не стало 8 декабря семь лет наза

icon 08/12/2025
icon 17:39

© Фото: Новости Липецка

Фото: Новости Липецка

Народный художник РСФСР, автор многих липецких памятников Юрий Дмитриевич Гришко ушёл из жизни 8 декабря 2018 года, то есть семь лет назад. Судьба его – это пример того, как случайность становится провидением.

Как сообщают «Бренды России», он родился 1 мая 1935 года в Мурманске, а детство провёл на берегах Волги, под опекой дедушки и бабушки. Увлечение рисованием привело юношу в Саратовское художественное училище. Он мечтал поступить на живописное отделение, но мест не было, и директор с улыбкой предложил: «А давай мы тебя определим в скульпторы».

Так, по воле случая, Россия обрела будущего мастера пластики. После армии, в 1958 году, молодой скульптор приехал в Липецк. Тогда это был бурно растущий индустриальный центр. Город, который только начинал писать свою биографию в статусе областной столицы. И он стал для Гришко судьбой.

Жить в Липецке и не соприкоснуться с миром металлургии было невозможно. Гришко пришёл на завод «Свободный Сокол», где подолгу изучал труд литейщиков, их движения, позы, характеры. Результатом этого погружения стала скульптурная композиция «Проба чугуна», принёсшая 27-летнему художнику в 1962 году премию ЦК ВЛКСМ на Всесоюзной выставке.

После этого и состоялось рождение главной темы: липецкие рабочие, которая навсегда стала главной для Юрия Гришко. За последующие десятилетия он создал целую галерею портретов тружеников НЛМК, сумев запечатлеть черты рабочего человека целой эпохи, начиная с 1960 до 1980-х годов прошлого века.

Его монументальная композиция «Металлурги» (1978) и памятник «Слава труду» у проходной завода стали неотъемлемой частью городского ландшафта и народной памяти. Однако творческий диапазон мастера был невероятно широк. Тогда же на площади Революции появился памятник «Борцам за установление Советской власти».

Но если семидесятые годы прошли под знаком сурового, «большого» стиля, то параллельно в его мастерской рождалась совершенно иная, камерная вселенная. Гришко был блестящим портретистом, создавшим циклы «Деятели культуры России» и «Мастера Российской Академии художеств». Особое место в его творчестве занимала женская тема, в которой образы пленяли красотой, обаянием и прелестью юности.

Сам скульптор видел свою главную задачу в том, чтобы найти и показать лучшее в человеке. Девяностые годы открыли новую важную главу в творчестве Гришко, поскольку он обратился к литературным образам и создал целую галерею памятников русским писателям, чьи судьбы связаны с Липецким краем. Например, это Иван Бунин в Ельце, Михаил Пришвин в селе Пальна-Михайловка, Александр Пушкин на улице Пушкинской в Липецке и так далее.

К началу 2000-х годов Юрий Гришко стал подлинным автором скульптурного имиджа Липецка. К 300-летию города в 2003 году по его проектам (часто в соавторстве со скульптором Игорем Мазуром) на всех пяти въездах в город были воздвигнуты 18-метровые стелы, увенчанные гербом города.

Также у Комсомольского пруда встала на вечный причал 12-метровая ладья - памятник, символизирующий петровские истоки липецкой металлургии. Наследие Юрия Гришко – это более 400 произведений, и не только на липецких улицах, но и в его музеях. Но самой важной своей работой он считал роль наставника.

Многие годы мастер возглавляя Липецкую организацию Союза художников, где щедро делился своим опытом с молодёжью. Его мастерская на улице Студёновской ещё при жизни скульптора, в 2013 году, обрела статус отдела скульптуры областного художественного музея, став уникальным «Домом Мастера».

Отметим, что в этом году в Художественном музее Липецка прошла выставка к 90-летию Юрия Гришко. Скульптура и семейный архив сделали экспозицию теплой и уютной. На открытии выставки побывал корреспондент «Новостей Липецка». Было отмечено, что скульптурные композиции, созданные в разные периоды жизни мастера, показали зрителю фактуру, материалы, идею как квинтэссенцию всего творчества скульптора.