«Упразднение поселений – личная инициатива недавно назначенного главы Липецкого района»

icon 31/08/2022
icon 13:36
«Упразднение поселений – личная инициатива недавно назначенного главы Липецкого района»

Автор: Фото телеграм-канала "Липецкий район"

Фото телеграм-канала "Липецкий район"

«В редакцию пришло письмо» - раньше во всех СМИ была такая популярная рубрика. Жители Липецкого района оперативно отреагировали на публикацию «НЛ» о реформе местного самоуправления и прислали в редакцию письмо, пояснив многие момент очень подробно. Такая обратная связь важна и сейчас. Учитывая, что «Новости Липецка» запрашивали помощь в получении комментариев о реформе местного самоуправления компетентных лиц у официальных властей и не получили их, письмо селян более чем своевременно.

«Уважаемая редакция! Пишут вам жители Кузьмино-Отвержского сельского поселения, заинтересовавшиеся вашей публикацией от 30.08.2022 «В Липецкой области собирают подписи за сохранение местного самоуправления».

Дискуссии о перспективах и судьбах местного самоуправления не стихают в нашей области. Отметилось интересом к проблемам местного самоуправления и ваше издание «Ньюс Липецк», мимо внимания которого не прошла ни сессия районного совета депутатов, на которой была поддержана инициатива преобразования Липецкого района в муниципальный округ, ни начатая жителями района кампания против преобразования, ни федеральный законопроект № 40361-8, согласно которому что-то подобное предлагалось в масштабах всей страны.

Выражая признательность редакции авторитетного областного интернет-издания за внимание к муниципальной проблематике в целом и за судьбу нашего района в частности, в то же время хотели бы обратить  внимание на необходимость тщательной перепроверки перед публикацией любой информации, касающихся столь чувствительных материй и затрагивающей интересы всех жителей. Не оспаривая общий посыл публикации, хотелось бы обратить внимание на некоторые незаметные непогруженному читателю, но очень важные, на наш взгляд, детали, чуть-чуть сместить акценты. 

 Предваряя публикацию, ваше издание упоминает проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в системе публичной власти», принятый Государственной Думой в первом чтении. О преобразованиях, предлагаемых этим законопроектом (и, в частности, о ликвидации сельских поселений), сообщается как о деле уже решенном. На первый взгляд, для такого вывода есть основания: Государственная Дума – легитимное собрание представителей, выражающих мнение народа. Большинство в Госдуме составляют сторонники Президента – а значит, без поддержки его администрации, пусть и негласной, она вряд ли приняла бы такое решение. Но что же приняла Государственная Дума? Открываем её регламент и видим, что в первом чтении рассматривается концепция, общие контуры законопроекта. В основу законопроекта положены измененные в 2020 году положения статьи 132 Конституции Российской Федерации о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Таким образом, Государственная Дума проголосовала за то, чтобы отразить в законе положения обновленной Конституции – не более того. Про одноуровневую систему и ликвидацию поселений в поправках к Конституции нет ни слова. Что же касается конкретных положений законопроекта, то они определяются перед вторым, решающим чтением законопроекта, на котором рассматриваются поправки субъектов права законодательной инициативы; как сообщил в одной из публикаций председатель профильного думского комитета и один из соавторов законопроекта П.В. Крашеннинников, таких поправок в Комитет поступило около полутора тысяч. Дата второго чтения пока не определена; как показывает опыт, между первым и вторым чтением обычно проходит несколько месяцев, а иногда и нескольких лет. Кроме того, федеральная власть неоднократно демонстрировала умение слушать и слышать голоса с мест; у нас практически нет сомнений, что голоса авторитетных экспертов, многоопытных практиков и простых граждан, высказавшихся против резкой ломки сложившейся системы самоуправления, и в этот раз будут услышаны законодателями. Таким образом, говорить о ликвидации поселений (как и о ряде других спорных положениях законопроекта) как о фактически принятых решениях на сегодняшний день нет никаких оснований.

Опережая федерального законодателя, глава Липецкого района Д.В. Тодуа и прислушавшиеся к его доводам депутаты Липецкого районного совета депутатов инициировали соответствующие изменения в масштабах отдельно взятого Липецкого района. Для того, чтобы изменения были приняты, их должны одобрить 20 из 21 поселения Липецкого района. В ближайшее время во всех поселениях пройдут сначала публичные слушания, а затем и сессии сельсоветов, на которых будут обсуждаться эти преобразования. Если хотя бы два поселения проголосуют против преобразования или просто проигнорируют эту инициативу, эти изменения приняты быть не могут – так гласит действующий закон о местном самоуправлении. Между тем уважаемое издание, говоря о том, что «учитывая вертикаль власти, глава Липецкого района самостоятельно принимать решения вряд ли может», прозрачно намекают на якобы решение, уже принятое на уровне области. Всё уже решили наверху, от нас ничего не зависит – знакомая песня, не правда ли?

По нашей информации, дела обстоят не совсем так. Упразднение поселений – личная инициатива недавно назначенного главы района, который заверил ответственных должностных лиц области в том, что преобразование пройдёт спокойно. Губернатор области, управление внутренней политики, областной совет депутатов свою позицию публично пока не выражали, но, конечно же, следят за развитием событий. Безусловно, жители района доведут до них своё видение ситуации. Ознакомившись со всеми точками зрения, «старшие товарищи» могут скорректировать решение главы района. Соответствующие полномочия у них есть - областной совет может просто не принять соответствующий закон области, без которого преобразование не состоится. Как отметило издание, на выступления жителей Липецкого района уже отреагировали депутаты Становлянского района, отложив намеченное обсуждение аналогичных преобразований и решив понаблюдать за развитием событий у соседей.

Обсуждая предлагаемую реформацию глава администрации района Д.В. Тодуа и частично воспроизводящее его доводы издание «Ньюс Липецк» говорит о том, что при «одноуровневой» модели сельские администрации не будут упразднены и останутся центром муниципальной власти на местах. А вот это уж как получится. Да, у главы районной администрации есть возможность создавать территориальные управления и отделы районной администрации. Но это его право, а не обязанность. Возможно, он пообещает, что такие управления и отделы будут созданы во всех ныне существующих поселениях. Тут, вероятно, имеет смысл не поддаваться обещаниям, а присмотреться к опыту похожих преобразований, уже проведенных в других регионах. Так, в бывшем Орловском районе Орловской области (который похож на наш по экономическому положению и системе расселения – это тоже пригородный район, состоящий из сёл и деревень в непосредственной близости от областного центра) на месте 19 упраздненных сельских поселений созданы только 7 территориальных управлений районной администрации (а оставшиеся 12 публичных образований упразднены совсем). «Им больше не придётся заниматься ведением бухгалтерии и решением юридических вопросов, а значит, больше будет времени для работы с жителями» - а что толку от такой работы, если решение элементарных бытовых вопросов типа уборки снега, ремонта тротуаров, возведения детских городков и спортивных площадок придётся «пробивать» в администрации района, здание которой расположено в центре Липецка, на расстоянии от 10-15 до 30-40 километров от наших сёл и деревень?

 Рассказывая о предложенных им проектах преобразований «областной» аудитории, Д.В. Тодуа много говорил об успешным опыте аналогичных преобразований других российских регионов, и, в частности, в Тверской области. Глава, наверно, не акцентировал внимание на том, что Тверская область расположена в более северных широтах, и что там более суровый климат. О том, что большая часть жителей Тверской области проживает в крупных городах и посёлках – районных центрах (а также в посёлках при железнодорожных станциях и леспромхозах). Там, где большинство населения – жители городов и посёлков, организовать систему самоуправления с опорой на города и посёлки кажется логичным и естественным. В нашей области ситуация совершенно иная! В благодатном тёплом климате на плодородном чернозёме активно развивается сельское хозяйство, а большую часть жителей (в Липецком районе – 100 процентов) составляют селяне. У нас в районе живые и активно развивающиеся сёла, о благополучии и обустройстве которых мы привыкли заботиться сами. Сами избирать своих глав и депутатов, которые живут здесь же, на соседних улицах, быть с ними «накоротке» и общаться почти в постоянном режиме. Идея заниматься благоустройством 86 сёл и деревень централизованно кажется нам странной и непонятной. Мы считаем, что глава района должен сосредоточить свои усилия на том, чем он обязан заниматься по закону – школами и дорогами. 

Уважаемое издание то ли в погоне за сенсацией, то ли стремясь как-то уязвить «непокорных» жителей сакцентировало внимание на том, что подписи против объединения сельских поселений собирались жителями на американской платформе change.org, при этом российский «аналог» этой платформы roi.ru селяне проигнорировали. Зачем? Петиция на change.org – частная инициатива жителей, активно пользующихся сетевыми ресурсами, которую мы не можем ограничить. Change.org – неправительственный портал, используемый для размещения обращений по вопросам общественной важности жителями многих стран мира, и эта платформа де-факто уже не американская, а интернациональная. Ничего аморального или «непатриотичного» в создании таких обращений нет. Собственно, это и не обращение к органам власти в классическом его понимании, а скорее информационный повод, который служит цели привлечения органов власти и традиционных СМИ к проблеме. «Основная» петиция против упразднения поселений, адресованная Президенту страны, создана на бумажном носителе и передана жителям сёл и деревень для подписания, уже сейчас её поддержали более 600 жителей. Петиция выдержана в исключительно уважительных тонах в том числе и по отношению к должностным лицам, не всегда умелые и дальновидные действия которых мы хотим скорректировать. Портал roi.ru мы решили не использовать и отдать предпочтение традиционному «бумажному» формату, чтобы не лишать возможности принять в ней участие тех жителей, которые пользуются сетью Интернет эпизодически и только с мобильных телефонов, и не имеют устойчивых навыков, необходимых для оформления интернет-петиций. Хотя, по нашим сведениям, индивидуальные интернет-обращения к должностным лицам в органы власти с просьбами скорректировать проводимую внутреннюю политику и более ответственно относиться к проектам преобразований тоже уже делаются нашими жителями.

Завершая публикацию, вы упоминаете некое население, которое якобы «зачастую находится в неведении». Надеемся, что наша ответная публикация позволит вам несколько скорректировать ваши представления о жителях липецких сёл и деревень и об уровне их осведомленности" 

Дорогие наши читатели из Липецкого района, «Новости Липецка» принимают критику в свой адрес в полной мере, и мы вам за нее очень признательны. Все замечания – справедливы! Единственное наше оправдание, и оно, наверное, очень слабое, в том, что, увы, о реформе местного самоуправления в нашем регионе на высоких уровнях либо плохо осведомлены, либо умышленно не хотят об этом говорить. «НЛ» в этом вопросе стучаться в глухую стену. Наблюдаем и то, что политические силы, противники действующей власти, тоже не спешат на своих ресурсах рассказывать о реформе подробно широким массам, а используют ситуацию в своих узкополитических целях. Вряд ли они лучше тех, кто "сырую" реформу продвигает.